Знания
Глава 13. Подготовка и принятие управленческого решения........... 386
13.1. Теоретические основы принятия решений............................. 386
13.2. Выявление проблем как обоснование необходимости подготовки решения 393
13.3. Причинно-следственный анализ в управленческой деятельности 399
13.4. Принципы и этапы процесса принятия решения.................... 407
13.5. Анализ плана управленческой работы и его роль
в деятельности менеджера....................................................... 422
13.6. Обзор ситуации как метод оценки возникающих задач ____ 425
13.7. Методы принятия управленческих решений.......................... 430
Контрольные вопросы.............................................................. 436
Глава 13
ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
РЕШЕНИЯ
Теоретические основы принятия решений
Проблемы принятия решений, как и управление в целом, естественно привлекают большое внимание как исследователей, которые работают в разных научных направлениях, так и практиков-организаторов. Теория и методология принятия решений является важнейшей составляющей современной науки об управлении — менеджмента. Главным назначением методологии принятия решений является разработка подходов, рекомендаций, дающих возможность обосновать выбор наиболее верного решения в сложных и неопределенных конкретных ситуациях.
|
|
Традиционно задача выбора наилучших решений осуществлялась с помощью единой числовой функции — критерия оптимальности. Лучшим считалось решение, которое обеспечивает максимум (или минимум) избранного критерия. Сегодня в большинстве случаев качество решений, направленных на решение практических задач, характеризуется не одним, а многими несравнимыми критериями. Поэтому сегодня приходится принимать решение, основываясь не на одном, а на многих критериях. А для этого руководителю необходимо овладеть общетеоретическими и общеметодологическими вопросами анализа ситуаций и самостоятельного принятия решений.
Существует целая система выбора управленческих решений: системный анализ, теория массового обслуживания, линейное программирование, динамическое программирование, теория управления запасами, сетевое моделирование, экспертные оценки, изучение и обобщение опыта, метод индукции и т. п. Использование руководителем тех или иных методов выбора альтернативных решений зависит прежде всего от его профессиональной компетентности, опыта работы и социально-психологических особенностей и т. п.
Подготовка и принятие управленческого решения
В комплексе мероприятий по усовершенствованию системы управления предприятием важное значение имеет развитие теории принятия решений. Управленческие решения принимаются на всех уровнях руководства в соответствии с функциями, обязанностями и правилами, установленными в организации. Процесс принятия решений связаны с необходимостью выбора наилучшего из большого числа возможных вариантов. Управленческие решения — это наилучший способ достижения любой цели управления, выбранный в процессе анализа нескольких вариантов.
|
|
Характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие большого количества вариантов действий, из которых необходимо выбрать наилучший. Решение — это выбор соответствующего курса действий из возможных вариантов. Под решением понимается и определенность действий относительно объекта управления (план, инструкция, приказ и т. п.). Выбор наилучшего варианта — и есть принятие решения. Процесс, включающий разработку альтернатив, является процессом принятия решений.
Научная подготовка и принятие оптимального управленческого решения — это комплексная проблема, которая включает технику, технологию, математические, экономико-математические методы, теорию информации, логику, социологию, экономику, психологию поведения людей.
Назначение менеджмента и состоит в принятии решений. Решения необходимы везде и являются составной частью любой деятельности нашей жизни. Некоторые исследователи представляют себе принятие решений как рациональный, логический и полностью систематизированный процесс. Другие склонны рассматривать принятие решений как категорию науки поведения. Но большинство исследователей едины в том, что принятие решений является родовым видом деятельности в профессии менеджера, в частности лауреат Нобелевской премии Г. Саймон называет их "сутью управленческой деятельности".
Многолетние дискуссии по поводу принятия решений в менеджменте ставят более конкретный вопрос о том, как происходит выбор альтернативы в условиях неопределенности современного предпринимательства. Джек Дункан отмечает: "Менеджеры — это люди, которые зарабатывают себе на жизнь в напряженной, постоянно меняющейся среде, которая ничего не прощает". Зачастую результатом этого является невозможность заняться тщательными расчетами и хорошо структурированным календарным планированием. Логически возникает вопрос, каким образом человек может принимать эффективные решения в подобных непредсказуемых условиях?
Рассматривая проблему природы управленческого труда, мы выяснили, что абсолютно логическая, построенная на рациональности, деятельность менеджера невозможна. Если бы это было иначе, то использование общепризнанных научных методов почти во всех сферах менеджмента было бы значительно упрощено. Принятие решений всегда рассматривалось как логический процесс, и именно здесь менеджмент больше всего приближается к
25*
Глава 13
настоящей науке. Хотя сама идея логического, рационального выбора человека, как известно, была выдвинута философией, экономикой и социологией еще задолго до появления менеджмента как науки.
Одним из наиболее влиятельных сторонников идеи рациональности в принятии решений был Макс Вебер. Его работы были настолько комплексными, что на них ссылаются и социологи, и философы, и экономисты. Нас прежде всего интересуют его идеи о рациональной природе человека и организационных структур и те следствия, которые они имеют для принятия решений.
Идею рациональности и здравого смысла Вебер вывел из несправедливости существующего общества, причиной которой, по его мнению, является несовершенство человеческих суждений. Например, человеческой природе присуще стремление назначать на должности родственников и сохранять благосостояние богатых, даже если это идет в ущерб развитию общества. По его мнению, освободить человека от подобных недостатков возможно с помощью организации работы на основе концепции идеальной бюрократии. Хотя идеальной бюрократии не существует в реальности, зато она служит основой теоретических рассуждений, раздумий касающихся трудового процесса и его организации в больших группах, усовершенствования реального мира.
|
|
В соответствии с концепцией рациональной бюрократии отбор и пребывание на должности основывается на компетентности: здесь имеет значение, что вы знаете, а не кого вы знаете. Правила, инструкции и процедуры, которые прошли испытание практикой, служат основой для принятия решений, а власть распределяется в соответствии с должностью. Руководитель на вершине иерархической пирамиды не может знать все о возможностях выбора, который ему необходимо сделать, но он может воспользоваться помощью других. Квалифицированные специалисты, подобранные на низшие уровни иерархии, могут отбирать важнейшую информацию и передать ее наверх. Поскольку при идеальной форме организации эти эксперты не заинтересованы в утаивании информации, не исключено, по крайней мере, теоретически, что высшие руководители будут лучше осведомлены, имея дело лишь с соответствующей частью совокупной информации.
Рационально действующий менеджер — это руководитель, который хорошо осведомлен. Нерационально действующему менеджеру не хватает знаний. Первый имеет намерения, цель. Второй — нет. Рациональность выступает средством дифференциации разных поступков. Рациональное поведение ориентировано на однозначную цель, а средства для достижения этой цели выбираются на основе оптимально доступной информации.
Признание рациональной, нормативной или математической теории принятия решений состоялось во время Второй мировой войны. Подразделения оперативных исследований английского и американского флотов, проводя боевые операции против субмарин противника, прославились тем, что им удалось решить некоторые наиболее сложные проблемы ведения боевых действий. Используя математику и прочие науки, эти подразделения оказывали содействие увеличению шансов на выживание союзных конвоев, которые пе-
|
|
Подготовка и принятие управленческого решения
ресекали Северную Атлантику благодаря выбору оптимальной схемы "глубина — заряд" при атаках самолетов и надводных кораблей на подводные лодки противника. После войны Генри Форд II доказал, что если проблемы войны можно решать с помощью математики и статистики, то таким же образом можно решать и проблемы принятия решений в менеджменте, вследствие чего появилась нормативная теория принятия решений.
Назначение нормативной теории принятия решений — помочь менеджерам достичь цели или норм, которые они поставили перед своей организацией. Правила принятия решений направлены на максимизацию прибыли и доходов. В соответствии с этой теорией, менеджеры являются максимизато-рами полезности (удовлетворения потребностей), которые знают все альтернативные варианты действий в каждой конкретной ситуации, иными словами, они достаточно осведомлены и рациональны.
На основе предположений о рациональности даже решения стратегического характера можно разработать таким образом, что они окажутся рациональными. Стратегические решения становятся соответствующим процессом, состоящим из постановки цели, изучения окружающей среды, идентификации личных стратегических способностей (то есть оценка сильных и слабых сторон), формирования альтернативных стратегий, выбора одной из них, реализации избранной стратегии и напряженной работы, направленной на достижение поставленной цели. Сколь результативным не был бы подобный подход, все-таки остается ощущение, что суждения о лице, принимающем абсолютно рациональное решение, не имеют ничего общего с действительностью. Дело в том, что неопределенность — это правило, а не исключение в деятельности менеджера. Вебер осознавал, что идеальная бюрократия — лишь абстракция, упрощение, модель, хотя другие исследователи считали, что специалисты по менеджменту доверяют матрицам решений большее, чем это допустимо. По их мнению, ни один человек не может быть настолько логическим, как это представлено, например, в модели дерева решений.
Если М. Вебер обосновал важную роль рационализма, то Г. Саймон использовал это понятие для исследования поведения администраторов. Саймон изучал вопросы и способы принятия решений на протяжении 30 лет. Идеи о принятие решений в менеджменте начал разрабатывать в своей книге "Административное поведение", опубликованной еще в 1946 г. Ориентированность книги на принятие решений оказалась в самом методологическом подходе, согласно которому любая практическая деятельность состоит из решений и действий. Управление и администрирование необходимо рассматривать и как процессы принятия решений, и как процессы, в состав которых входит действие.
Решение рассматривается как понятие иерархического характера. Каждое решение на низшем уровне связанно с реализацией цели, заданной в решениях, которые принимаются выше. Например, решения начальника производства непосредственно включают решения, принятые вице-президентом по производству. Средний руководящий персонал, находящийся в подчине-
Глава 13
нии начальника производства, принимает личные решения и ориентирует их на реализацию решений, принятых начальником производства. Решения — это логическое взаимодействие "средства — результаты", причем результаты (цель) на одном уровне становятся средством, с помощью которого будет достигнута цель на высшем уровне. Поведение при принятии решения характеризуется целеустремленностью, если оно ориентировано на достижение цели. Оно рационально в той мере, в какой направлено на достижение предварительно поставленной цели.
Рациональность имеет комплексную природу, объективный характер которой находит свое выражение в решениях, максимизирующих ценности менеджера или организации. Но объективной рациональности практически не существует, поскольку для этого необходимо абсолютное знание всех возможных вариантов выбора и их результатов, а также определенных способов поиска знания, которое вытекает из несовершенной практики. Если объективная рациональность недосягаема, тогда, очевидно, можно реализовать субъективную рациональность, то есть максимизировать результат, обусловленный ограниченным знанием относительно конкретной ситуации. Но в ходе дальнейших исследований выясняется, что даже и такая рациональность невозможна и недоступна.
Г. Саймон, чтобы проиллюстрировать это положение, дает определение общей идеи рациональности, которая "имеет отношение к предоставлению преимуществ альтернативам поведения в границах некоторой системы ценностей, при этом следствия этого поведения подлежат оценке". Состояния объективной рациональности может достичь экономический субъект (это определено в классической экономической теории), а не административный работник, действующий в реальном мире, где принимаются решения. Такой работник всегда имеет ограниченные знания или ограниченную рациональность, и ему недосягаемо абсолютное знание. При выполнении организационных задач он ведет последовательный поиск случайно выработанных альтернативных решений и достигает скорее удовлетворительных, чем максимальных результатов. По-иному человек принимает лишь удовлетворительные решения, так как он не владеет достаточным знанием максимизации в связи с относительностью знания природы. За ним не признается даже право на субъективную рациональность, так как на выбор альтернатив максимизации в границах ограниченного знания влияет скорее порядок, при котором рождаются эти альтернативы, чем некоторая объективная реальность, и определяется максимизация.
Администратор в границах теории принятия решений Саймона на основе личного опыта выбирает то решение, которое он считает удовлетворительным выполнением задачи. Например, акционеры получают доход со своих капиталовложений в размере 15 %, тогда менеджеры, принимающие соответствующие решения, отмечают, что работники не высказывают неудовольствия тем, что сверхприбыль получается за счет снижения заработной платы; заказчик не жалуется на то, что прибыль достигается за счет чрезмерно высо-
Подготовка и принятие управленческого решения
ких цен, а государственные контролеры оставляют компанию в покое и ни в одного инвестора не спрашивают о том, составляют ли эти 15 % абсолютный максимум, который можно заработать. Таким образом, менеджеры (или человек, принимающий решения) концентрируют свое внимание на получении удовлетворительной прибыли, и их (его) не интересует объективная реальность. Саймон делает вывод: "...то, что, по убеждению менеджеров, необходимо делать,... довольно часто отличается от того, что они делают на самом деле".
Технологии принятия и реализации управленческих решений — это довольно непростые операции, которые имеют свою специфику и сложность. Ведь решение не только процесс, но и один из видов умственной деятельности и проявления воли человека. Его как составляющую процесса управления предприятием характеризуют такие признаки: возможность выбора из множества альтернативных вариантов — если нет альтернативы, то и нет выбора, а значит — нет решения; наличие цели — бесцельный выбор не рассматривается как решение; необходимость волевого акта лица, принимающего решение при его выборе, так как это лицо формирует решение в борьбе мотивов и сомнений.
В общем объектом технологии управления, сутью которого является решение, могут быть разные процессы, в частности: порядок выполнения отдельной функции управления или их совокупности; принятие решений при реализации тех или иных задач управления; обработка документа или группы документов. Технология управления делится на два вида: функциональную и предметную.
Функциональная технология рассматривает приемы и методы выполнения той или иной функции.
Предметная технология рассматривает переработку различных видов информации. На практике преимущественно используется комбинированная технология, когда обработка информации и принятие решений в подразделении происходят по предметно-функциональному признаку. Итак, процесс управления включает совокупность объединенных, взаимодействующих между собой технологических циклов, процедур, операций и отдельных действий работников управленческого аппарата, основанных на функциональном, опера-ционно-технологическом и профессионально-квалификационном разделении труда.
В понятие технология принятия решения входят как составляющие такие элементы: что делать? (количество и качество объекта); с какими затратами? (ресурсы); как делать? (по какой технологии); кому делать? (исполнителе); когда делать? (сроки); для кого делать? (потребители); где делать? (место); что это дает? (экономический, социальный, экологический, технический эффекты).
Если вы ответили на все эти вопросы количественно и согласовали (связали) элементы в пространстве и времени с ресурсами и исполнителями, это означает, что технология принятия решений разработана.
Процесс разработки управленческого решения является составной частью управленческих процессов.
392 ' Глава 1
Технология управленческого труда — это рациональная последователь ность операций и процедур (информационных, логико-мысленных, расчетных, организационных и т. п.), которые выполняются руководителями, специалистами и техническими исполнителями с использованием конкретного средства влияния на объект управления.
Основой технологии работ, которые повторяются, служит операция. Она представляет собой однородную, логическую, относительно неделимую часть процесса управления. Понятия операция и процедура являются ключевыми в изучении технологии управления. Наряду с этим понятие операция имеет широкий смысл и охватывает любые целесообразные действия человека — производственные, технологические, управленческие и т. п.
Операция — это любое действие, мероприятие или система мероприятий, объединенные единым замыслом и направленные на достижение соответствующей цели. Комплекс действий, которые выполняются в пределах одной операции, может состоять из нескольких элементов, поэтому операцию можно рассматривать и как совокупность элементов трудовых процессов, используемых работниками управленческого аппарата. В основу построения операций может быть положена целевая завершенность действия по отношению к исполнителю.
Понятие процедура отражает порядок подготовки, рассмотрения, обсуждения, выполнения ряда последовательных и параллельных операций в процессе управления. Управленческая процедура представляет собой совокупность правил, которые последовательно реализуются при выполнении организационных, инновационных и других операций, которые приводят к решению задач, стоящих перед объектом или субъектом управления.
Таким образом, управленческий процесс состоит из определенного в процессе разделения труда количества последовательных или параллельных операций и процедур, которые и составляют технологию управления. Повторяемость, присущая процессам управления, является условием для предыдущей разработки их на основе всестороннего анализа условий производства и разработки наиболее рациональных вариантов решений.
Например, процесс выписки требования на получение инструмента назвать операцией нельзя, поскольку оно не отображает цели действия. Целью в данном случае является получить инструмент со склада, а не выписать требование. Для техника инструментальной группы, в обязанности которого входит выписка требований, это техническая операция, а не управленческий процесс. Ведь в основу построения операций должна быть положена, в первую очередь, целевая ориентация на конечный результат того или иного действия.
При разработке технологии управления производством необходимо руководствоваться общеизвестными в организации производства принципами специализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности и ритмичности.
Принцип специализации означает такое распределение операций, благодаря которому возможна децентрализация однотипных операций, которая дает
Подготовка и принятие управленческого решения
возможность применить для их осуществления наиболее эффективные технические средства механизации процессов управления. С этой целью выделяют разные структурные подразделения, за которыми закрепляются типичные работы — тиражные, диктофонные, машинописные. Повышению уровня специализации содействует также унификация и нормализация форм документов, методов работы, четкая регламентация круга обязанностей и ответственности каждого работника.
Принцип пропорциональности в оформлении технической документации и делопроизводства предусматривает одинаковую пропускную способность всех подразделений, оформляющих документы и осуществляющих делопроизводство.
Принцип параллельности предусматривает такую организацию системы делопроизводства и оформления, по которой отдельные процессы и операции можно выполнять параллельно. Параллельность достигается путем объединения этапов работ во времени, что сокращает цикл процессов делопроизводства (например, одновременное тиражирование документа и рассылка его по подразделениям для параллельной обработки).
Для ускорения документооборота очень важен принцип прямоточноети, суть которого состоит в исключении обратных движений документации, остановок, заторов.
Два принципа организации системы производства — непрерывность и ритмичность — в отношении управленческих процессов должны рассматриваться с точки зрения целевой функции информационного обеспечения. Основой технологии процессов управления является процедура принятия решений.