Ф-н научной революции. Проблема типологии науч революций

Развитие науки носит непрерывный характер, она непрерывно преумножает свои знания. Это ранее было такое представление. Но в начале 20 в. – одна революция в науке, в середине века – еще одна революция. И вот уже в представления о динамике науки влючаются мысле о разрывах в эт непрерывном, монотонном проце.

Впервые к этой проблеме (динамики науки) обращается Ленин (“Материализм и эмпириокритицизм”), А. Хайре (1939 г., показал, что возникновение механики – это революция). Но идеи Ленина не были востребованы, т.к. Ленина, прежде всего, заботила не наука и ее динамика, а те процы, на кот спекулировали ее противники – эмпириокритики. А разработка проблемы динамики было побочным рез-том. В этот период, к тому же, Ф науки занималась ст-рой науч знания, языком науки, методами науч исследования, но не проблемой динамики науки.

В 1962 г. Появляется книга Куна “Ст-ра науч революций”, где эта проблема разработана. Анализ проблемы науч революций представлен в концепция Куна, Степина, Лаготоса (ввел представления об исследовательской программе, науч революция – это смена исследовательских программ). Холтон – тематический анализ науки. Тема – единица исследования. Тема дискретности в науке – атомизма, тема непрерывности в науки – континуализма. Науч революция по Холтону – эта смена тем. По Куну революция – это смена парадигм (устанавливается какая-то парадигма, потом наука развивается на ее основе, накапливаются навые знания, в какой-то момент эти знания начинают уже расходиться с парадигмой, и тогда в конце концов происходит смена парадигм). По Степину, революция – это смена метатеоретических оснований науки.

Проблема типологии науч революций. Типология в завис от того, затрагивает ли эта революция все компоненты метатеоретических оснований науки, или какие-то отдельные компоненты. Революции делятся на глобальные и неглобальные. Напр, классическую, постклассическую и постнеклассическую науки разделяют глобальные революции. Неглобальные революции, напр, в середине 19 в., когда менялась науч картина мира (у биологии появил свой инструментарий, свой подход), нюансы были внесены в специальные приемы исследования (химия уже начала исследовать ст-ру, а физика – еще нет). Шло дисциплинарное разделение науки. Т.е., эта типология по Степину.

Научные революции не уничтожают предшествующих достижений. Мы пользуемся и классическими подходами теперь, только они отодвинуты дальше на периферию.

В разв-ии науки выд-т 2 отн-но автономных этапа: эволюционный и революц-ый (интенсивный). В обоснованной Куном модели историко-науч проца эти два этапа интерпретируются как соответственно фаза «нормальной науки» и период «научной революции». Эволюционное развитие не предпол радикального обновления существующего фонда теоретических знаний. В этот период происходит расш-ие обл-и приложения доминирующих в научной дисциплине теорий, их адаптация к решению нов задач за счет их теоретического объяснения и ассимиляции в рамках принятых стратегий науч исслед-я. В этот период происх-т разрешение обострившихся противоречий м/у теорией и эмпирией. Ассимиляция в рамках старых теор. представлений перманентно возрастающего объема эмпирических аномалий и контрпримеров не может продолжаться бесконечно, даже с учетом исп-ия нов допущений и модификаций. Теория утрачивает свой объяснительный и предсказательный потенциал. Обычно стадии научной революции предшествуют следующие когнитивные и познавательные предпосылки: 1.исчерпание эвристического потенциала наличных систем теоретического знания, т.е. невозм-ть на их основе осуществлять успешное описание, объяснение и предвидение исследуемых явлений; 2.возрастающая сложность концептуального, логического и математического ап-та теоретической с-мы знаний за счет все более интенсивного использования гипотез и искусственных модификаций ст-ры и языка теории; 3.накопление эмпирических и теоретических аномалий, парадоксов и противоречий, кот не позволяют использовать традиционные для данной теории алгоритмы постановки и решения возникающих задач и проблем. Однако этих предпосылок для реального осуществления научной революции ещё недостаточно. Она начинается лишь тогда, когда формируется новая креативная идея, выполняющая функции концептуального ядра будущей теории, парадигмы или научной картины мира. В современной философии науки активно развивается идея, согласно кот период науч революций наступает тогда, когда происходит перестройка исследовательских стратегий, задаваемых метатеоретическими основаниями науки. Среди сущ-х типологий науч революций укажем на две из них. Первая обоснована Казютинским и предпол вычленение трех типов науч рев-ий. Мини-революции, кот. отн-ся к отдельным разделам или отраслям знаний в рамках конкретной научной дисциплины. Локальные революции имеют место тогда, когда концептуальные изменения происходят в рамках научной дисциплины в целом. Глобальные научные революции х-т собой такие трансформации знания, кот. радикально трансформируют сущ-ие представления о предметных и методологических основах науки и приводят к становлению нового видения мира. Особый интерес представляют именно глобальные революции, поскольку они ведут к изменению слож-ся типов научной рациональности и формированию нов исследовательских стратегий в науч позн-и.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: