Проблема “конца Ф” в прошлом и настоящем. Постмодернистский проект философствования

1. Смысл проблемы. Смысл проблемы “конца Ф” в том, что в её рамках обсуждается вопр о соц статусе Ф, её место в системе культуры. Эта проблема по-разному встаёт в классике и в постклассике.

2. В классике. Тут проблема конца Ф – это проблема её завершённости. Идея завершённости знания характерна для всей классической культуры, в том числе и для классической науки (в физике в конце XIX в. считалось, что осталось решить всего две проблемы: опыт Майкельсона и проблема спектра абсолютно чёрного тела). Также и в искусстве: для произведений классического периода характерна завершённость. Наиболее ярко в Ф эта проблема появляется у Гегеля – абсолютная идея проходит ряд этапов, а на последнем переходит к самопознанию через Ф и проц развития филос знания прекращается. В классике идея конца Ф хоть и присутствовала, но не акцентировалась.

3. В постмодернизме. В постмодернизме проблема конца Ф в содержательном плане ставится по-другому: речь идёт не о завершении, а о “смерти” Ф, её исчезновении. Ф тут растворяется в литературной практике, в искусстве.

Философы этого направления, в общем, выступают против Ф как опред вида интеллектуальной деятельности, кот имеет свою собственную предметную очерченность и теоретические основы. Постмодернисты придерживаются той точки зрения, что Ф как своеобразный жанр дух творчества, а также теоретический, рациональный фундамент мировоззрения, исчерпала свои возм-ти и переросла свои границы. По их мысли, этот проц начался давно усилиями таких представителей неклассической Ф, как С. Къеркегор, Ф. Ницше, поздний М. Хайдеггер, чьи тексты имеют «экстерриториальный» характер, выходят за границы жанра. Сторонники постмодернизма не только предлагают изменить технику, процедуру филос анализа или др его параметры, но переосмыслить роль, место и статус Ф в культуре. Согласно их логике, Ф может сохранить свое творческое начало в случае, если она разомкнет свои границы и сольется, прежде всего, с искусством, став при эт «искусством мышления». В ином случае она рано или поздно исчезает, став равной иным, нефилософским видам дискурса – художественного, религиозного и т.д. Иначе говоря, постмодернистский тезис о «конце Ф» означает, что Ф в эпоху постмодерна, как особый метанарратив (нарратив – рассказ, пересказ), претендующий на высшую объяснительную силу в культуре, теряет в ней свои позиции (свою особую «территорию»), статус и роль.

Как постмодернизм докатился до жизни такой…?

Постмодернизм – это реакция на изм-е соц действительности.

Что отличает постмодерное общ-во:

-Развитие духовных практик взамен мат (напр – Интернет-магазины);

-Деурбанизация – все тянутся в пригород, или не имеют жилья в собственности (что порождает мобильность);

-Стираются различия между центром и периферией;

-Появляется массовая культура;

-В культуре доминируют зрительные образы, а не слово.

Тут возникает постмодернизм, кот выполняет одну из осн функций Ф – социальнокритическую. В связи с новым образом мира в постмодернизме:

-отказ от признания общеистор проца;

-мир есть текст, в нём нет автора, он растворён в ст-рах практики – “смерть автора”;

-отказ от бинарных оппозиций типа субъект-объект – “смерть субъекта”.

В послед. десятил-я 20в. в культ.совр. зап. об-в оформл-ся и заявляют о себе тенденции и теч-я, инициирующие станов-ие приор-тов фил-ии как социокульт-го фен-на 21 в. К ним можно отнести кризис техногенной цив-ии и глоб. пробл. совр-ти; противоречия социодинамики, обнаруж-ие себя в потенц-но-возможном конфликте разл типов социума и цив-ых структур; ф-н инф-ой рев-ии и становл-е нели­нейных и вирт-х моделей жизни сознания. Данные тенд-ии в разв-ии совр-х об-в инициируют активные фил-ие дискуссии и поиски нов образцов и парадигм философствования. При эт акцент переносится на такие сферы и об-ти фил-го знания, как фил.и об-во: границы и возм-ти ком­муникативной компетенции; фил-кое обосн-е постнекл-кой науч. рацион-ти; новые образы знания и реальности в эпоху инф-ой рев-ии; социокульт. статус фил. эпохи модерна и постмд- и др. Одн из актуальных проблем, определяющих приоритеты современных философских дискуссий явл. вопр. о судьбе самой фил. как атрибутивном компоненте в стр-ре классич. версий западноевр. культ. Он неоднокр-но становился предметом акцентированных дискуссий, порождая самые разн проекты трансфор-ии языка и целей философств-я в усл-радикальной смены аксиологич-го строя культ. В20ст нередко эти проекты приобретали х-р откровенно пессимистич-их констатаций «конца фил.» и «смерти метафизики» как реальных референтов духа и ценностей эпохи Просв. Одна из последних версий этого умонастроения связ. с критич. анализом «проекта модерна» и разв-ем постмодер-го стиля фил-вания. Постмод-зм совр.лит. тракт-ся весьма широко и зачастую его семантика опред-ся не ст-ко фикс-ым набором сущ-ных признаков, ск-ко контекстом и усл-ми исп-я данного понятия. В фил-х дискуссиях последних десятилетий понятие «модерн» закрепилось за ист.эпохой нового и новейшего вр.с хар-ми д/нее особ-ми соц. и культ.разв-я. Важнейшей из этих особ-ей счит-ся непрерывная модерниз-я и стремл-е к нововвед-ям в противоп-ть трад-ым культурам с их установками на консервацию и сох-ие ценностей и стилей жизни. Д/модерна х-ны культ науки и «сциентизация» люб знания и проистекающая отсюда вера в соц. и научно-тех-й прогресс; разв-е и обосн-е идеи гос-ей и контрол-ей рацион-сти, кот. пон-ся как инстр-т тотального гос-ва чел. над прир, эфф-го контроля и власти об-ва над индивид-ой волей и желаниями субъекта.Эти х-ки эпохи модерна обнаруживали себя в политике, праве, религии, лит., иск. Но именно фил. выразила их в обобщ. и универс.знач. форме. В пробл-х фор-я фил. доктрины постмод-ма выд-т 2этапа. 1эт-связ. с разв-ем базовых идей постмод-ской фил. на осн. реинтерпретации конц-ий постст-рализма и постфрейдизма: идеи Лакана о воображ-м и симв-м; теория деконструкции Деррида и ее прим-е в эстетике; конц. «ризомы» Делеза и Гваттари; 2 эт.-разв-е фил. постмод-ма в собств.смысле слова. Хотя следует оговориться насчет того, что в совр. культ. постмод-м присутст-т не ст-ко в форме завершенной эстетич. концепц. или сложившегося фил-го напр-я, ск-ко как интегральная фиксация постнекл-их тенденций в дух. жизни западной цив-ии к.20в. К наиб. известным предст-ям постмод-ой фил. обычно относят след.авторов: Бодрийар, Делез, Лиотар, Кампер (Германия), Джеймисон.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: