Наука и социальные техношогии

Институциональный подход к науке позволил обосновать репрезентативную классификацию её организационных форм, доминирующих на разл этапах развития общ-а. Выделяют так называемую «малую» и «большую» науку. Малая наука предст-т собой такую сов-ть её орг форм, кот преобладала в классический период её сущ-е. В это время науч деятельность ещё не стала широко распространённой профессией и не выступала в функции основы технологий производства и социально значимых типов деятельности. Она приобретает статус одн их самых приоритетных форм деятельности, обеспечивающей совр общ-ам возм-ти устойчивого развития и высокого качества жизни. К к.20ст. числ-ть учёных в мире превысила 5 млн. чел., хотя, по некот экспертным оценкам, в ст-ре динамично развивающихся обществ постиндустриального типа количество профессионально занятых в науке может приближаться к 6–8 % трудосп-бного нас-я страны. Сег мировая наука вкл. в свой состав более 15 тыс науч дисциплин и междисциплинарных исслед-их стратегий. В середине 20в. экспертами ЮНЕСКО была предложена иная класс-я форм орг-ии и провед-я науч. исслед-й. В рамках этой класс-ии выд-сь: 1) фунд-ые науч. исслед-я; 2) прикладные исслед-я; 3) опытно-конструкторские разработки. В отеч-й традиции вся совок-ть этих науч.-исслед-х работ обозначалась -НИОКР. С разв-м науч.-тех-го прогресса и активным внедрением наукоёмких технологий в ст-ру осн типов деят-и данная типология всё более рельефно обнаруживает свою ограниченность и неадекватность. В совр-х об-вах, когда научное сопровождение становится необх. усл-ем успешности и эффективности большинства форм и типов деятельности, нередко все три названных разновидности науч. исслед-й пересекаются и взаимообусл-т друг друга. В таких случаях говорят о междисциплинарных или комплексных науч исслед-ях. Примером этих ситуаций могут быть проекты и программы соц—экол-го мониторинга городов и урбанизированных комплексов, науч.сопровождения модернизации и рефор-я эконом., соц., культ. подсистем об-ва и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: