Интегрированное преподавание

В последнее время активно идет поиск новых подходов интегрированного преподавания искусства в школе. Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и категории, присущие всем видам искусства. Интеграция возможна как между отдельными дисциплинами (изобразительное искусство и музыка, музыка и литература, изобразительное искусство и литература и др.), так и на основе комплексного подхода, создания целостных представлений обо всех видах искусства.

Комплексность проявляется в формировании универсального тематического круга знаний, органично сочетающего общие проблемы каждого вида искусства и одновременно отвечающего их индивидуальной специфике. Комплексность может выражаться и в логической последовательности тем, определенной динамике освоения ключевых понятий.

Преподавание искусства на основе комплексного подхода, который к общеобразовательной школе направлен на развитие детского творчества средствами всех видов искусств (Народное искусство, Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. Архитектура. Музыка. Хореография. Театр. Кино и телевидение) и может быть реализован через интегрированные курсы и полихудожественное образование, позволяет постигать синтез искусств и легче входить в современную социокультурную ситуацию.

Полихудожественное образование знакомит со всеми видами искусства и осуществляется на основе комплексного подхода. Например, учебная задача по освоению ритма, формы, гармонии и других элементов может решаться в процессе использования средств музыки и изобразительного искусства. Необходимые виды искусства подключаются для освоения поставленной задачи в практической деятельности.

Лаборатория интеграции искусств НИИ ХВ во главе с чл.-корр. АО, доктором пед. наук Б.П. Юсовым разработалала интересную графическую модель образовательной области Искусство в виде матрешки: все в одном, все разное и одно не мешает другому. Новые элементы культуры помещаются и внутрь, и наращиваются сверху. Это позволяет ребенку от возраста к возрасту находиться в полном единении с разнообразными видами искусств. Такова суть полихудожественного подхода к образованию в области в виде матрешки: интегрированное взаимодействие разных форм и видов художественной деятельности и художественного творчества школьников. При этом предполагалось, что полихудожественный интегрированный подход мог быть реализован как в программах полихудожественного типа (аналогия МХК), интегрирующих в себе все виды искусства, так и в программах монохудожественного типа.

Рассмотрим главные положения концепции образовательной области Искусство, разработанные лабораторией Б.П. Юсова.

Искусство как иерархически возвышенное и тонкое выражение проблем бытия имеет свои законы, обладает своим пространством и временем (например, сжатое кинематографическое время, театральное, графическое и живописное пространство), имеет особую структуру формы, геометрию, способы материального разрешения проблемы (в том числе внетекстовые, внеинформационные). Это является общим для многих видов художественной деятельности и обнаруживает общую природу все видов искусства, что является основой их взаимодействия, интеграции и синтеза. Общение с искусством продвигает на новый уровень представления учащихся об общих законах мироздания, Вселенной, духовности человека.

Центральным в явлении Культуры выступает не логика информации и профессионально-искусствоведческих представлений, а понятие образа. Образ выступает формообразующим фактором информации и профессионального искусства и науки, изобретательства. Художественные образы являются наиболее концентрированным и обобщенным выражением Культуры и искусства, ее всеобщим мировым языком, предметом и продуктом художественной культуры, ее всеобщим объектом и критерием мировой сравнительной культурологии, где по степени связи художественного образа с решением умственных, социально-нравственных и материальных вопросов данной исторической формации решается вопрос о ценности и продолжительности его жизни в структуре гуманитарных ценностей человечества и решается вопрос каждого народа, периода истории культуры.

Воображение – это вектор будущего. В традиционном художест­венном воспитании почти начисто отсутствует вектор будущего, без которого не существует ни прогресса в искусстве, ни человека, спо­собного ставить и продуцировать проблемы, которым суждена пер­спектива. Чаще всего мы учим в искусстве прошлому и еще чаще - утвердившемуся и рекомендованному инструкцией настоящему. В нашем художественном воспитании отсутствует прогностический элемент (да и только ли в художественном сознании современного человека) - чувство нового, умение предсказать ход вещей, уловить элементы и направления культуры, которым суждено будущее, отли­чить среди непрерывно возникающих в поле зрения и непрерывно заново рождающихся художественных явлений те, которые дадут на­чало новым художественным направлениям и которые, несмотря на свою необычность и несоответствие устоявшимся стандартам, явля­ются провозвестниками искусства, которому суждено будущее. Ясно также, что планомерно организованное художественное воспитание должно отражать все три вектора пространства и времени: прошлое, настоящее и будущее. Это – одна из важнейших позиций концепции Б.П. Юсова.

В этой связи можно сформулировать два направления деятельности учителя. Формирование: 1) умения воспринимать и понимать художественный образ применительно к особенностям разных видов искусства и 2) умения посильно создавать художественный образ в собственной творческой деятельности. Это правило применимо и к формированию художественной деятельности. Формирование художественной культуры учащихся: 1) понимание культурогенных факторов и процессов общечеловеческой и национальной художественной культуры и 2) участие в поддержании и создании, совершенствовании культуры общества, своей собственной культуры как личности.

В истории художественного воспитания и образования были нередки отклонения к одной из крайностей: чаще всего перед школой выдвигалась задача подготовить культурного потребителя, покупателя, коллекционера, участника художественного процесса со стороны зрительного зала - слушателя, посетителя музея, аукциона, выставки-продажи, художественного салона, заказчика для архитекторов, дизайнеров, костюмеров и др.

Основой программ должны выступать не терминологические системы искусствознания и истории искусства, не технологии и формы данного искусства. Основа художественного образования - это навыки общения с «носителями» Культуры - картинами, книгами, музыкальными произведениями, спектаклями, фильмами, а также театром, музеями, концертными залами, библиотеками, ТВ и видео, интернетом, записями звука и изображения. Необходимо знать особенности этих «носителей», уметь ими пользоваться для развития личной культуры (в том числе для пополнения своих понятийно-терминологических знаний и представле­ния о практических технологиях искусства).

Необходимо переместить акцент в ходе занятий с профессионально-искусствоведческой системы приемов и терминов на развитие собственной художественно-творческой деятельности детей, разные ее виды. Все дети могут не только рисовать и работать красками, но и сочинять рассказы, стихи, музыку, играть на простых инструментах. Импровизировать, танцевать, участвовать в театральных драматизациях. При этом дети легко схватывают основы этих видов творчества, которыми прежде не занимались, тонко оценивают свои возможности, легко и радостно выделяют среди себя лидеров и одаренных детей.

Обучение следует строить на основе продвижения детей через живое искусство: живое звучание, живые краски, собственные детские движения, живую речь детей (обычно целый урок говорит только учитель), звучащий инструмент. Желательно, чтобы эти звуки, цвета, движения, формы создавались зрением, слухом, голосом, движениями и действиями самих детей. Показ записей, репродукций, пластинок и прочей консервированной продукции, прошедших отбор опытных режиссеров и редакторов, не может заменить живого контакта, пусть даже это живое исполнение не будет на уровне записи выдающегося мастера.

Нужно, конечно, иметь в школе фонд звукозаписей, видеокассет и фрагментов, репродукций, фотографий. Дети даже сами могут создавать такой фонд, используя фотоаппарат, видеокамеру, магнитофон и компьютер.

Широкое разнообразие и высокая насыщенность занятий различными видами художественного творчества концентрируется вокруг доминантного в данном возрасте типа художественного восприятия жизни: через действие, изображение, литературный текст, стихи, театр, танец. Все младшие дети активно рисуют, занимаются изобразительным искусством. Наступает период, когда подросток воспринимает окружающую жизнь глазами театра, танца и смотрит на себя через это окно. Разные виды искусства сменяют друг друга с возрастом как доминанта общения с миром. Этим определяется содержание и последовательность занятий искусством на разных уровнях образования в школе.

Перечислим здесь основные модули содержания интегрированного подхода (Б.П. Юсова) с 1 по 11 (12) класс.

1. Хоровод: искусство и люди (1и 2 классы) -- исполнительское, ролевое, музыкальное, театрализованное коллективное пластическое действо, которому предшествует индивидуальная и групповая работа, такая как рисование и роспись, лепка, изготовление костюмов и масок, бумажное конструирование, разучивание танцев, песен, сочинение стихов, которые режиссируются в единый общий праздник с приглашением других классов, родителей, народных умельцев. Параллельно встраиваются беседы об искусстве и людях, о связи искусства и природы, охране растений, животных и птиц, о законах приро­ды и временах года, праздниках народов: горах и пустынях, океанах, континента, ночном небе разных стран - кто где живет и жил. Люди разных стран, их вид и одежда, быт и традиции, верования, основы православной культуры, законы нравственности, как это бывает других народов и в других регионах (можно распределить это по
классам - один класс готовит материалы по Китаю и Японии, другой
- по Африке и т.д.). Расы и основы отношений народов, соседство и
дружба, обмен культурой. Особое внимание нужно уделить народам
и регионам России - Алтаю, Хакассии, бурятам, якутам, народам По­волжья, калмыкам, народам Кавказа, казакам, северным народам - ненцам, коми, чукчам, лопарям, качатке, поморам. Алфавиты, языки и письменность разных народов, книги старинные и современные, сказки и предания. Пограничные с Россией народы и страны.

2. Искусство и окружающий мир (3-6 классы) – интеграция на основе изобразительного искусства и его связей с музыкой, театром, словесностью, кино. Изобразительное искусство разных народов в окружающей действительности и древности: кто и что рисовал. Рельеф, лепка, посуда. Жилище и предметы быта, зарисовки природы и отдельных растений, цветов. Город и загородный пейзаж, архитектура и природа. Театрализации на природе. Цвет в природе и в живописи, связь цвета и музыки, звучание речи. Устное слово и рассказ. Изобразительное и сюжетное искусство. Природа и театр. Инсценировки на природе. Музыка, песни и танцы о природе у разных народов.

3. Искусство и умение (5-7 классы). Искусство и фольклор, народные умельцы. Росписи, вышивки, резьба, лепка и керамика. Народные умельцы. Народные ремесла. Народные танцы и музыка. Мастерство и умелость исполнения, коллективного взаимодействия. Как делается искусство. Навыки и умелость представителей разных художественных профессий: актера, танцора, мультипликатора. Слово устное и письменное, поэзия и проза, звучащее слово и книжное, книгопечатание, шрифт и каллиграфия. Искусство и инструменты, художественные технологии, искусство и производство, промышленность. Техническое оснащение художественных процессов: театра, музыки, оркестра. Книга и связанные с ней искусства и технологии. Классная книга и сборник литературных работ класса.

4. Театр. Сцена. Танец. (8-9 классы). Здесь, как уже говорилось, все искусства просматриваются через театр и танец. Театральная живопись, сценография, декорации, эскизы костюмов, одежда и ее проектирование, костюмированные вечера. Грим и внешность. Этикет. Художественное театрализованное общение, клубная культура. Музыка театра. Сценическое движение. Танец и его история. Классический театр и актер на сцене и в жизни. Театры мира. Театры России. Мода и театр. Костюмы и модели, показывающие дизайн одежды. Литературная драматургия. Книги о путешествиях и приключениях. Научная фантастика. Космос. Актер в кино. Искусство современное и будущее. История театра и сцены.

5. Музей (10-12 классы). Историко-энциклопедические представления о культуре и искусстве. Художественная классика. Фактически, все учреждения культуры являются музеем. Прежде всего, следует выделить художественные и краеведческие музеи, музеи национальной и материальной культуры. Музеи природные и геологические. Музеи космоса и астрономии: планетарий. Библиотека как музей книги: книги старинные и современные, авторы разных эпох и народов. Рукописные и печатные книги.

Театр как музей искусства: пьесы и драматургия разных авторов и народов мира, разных эпох. Концертный зал как музей музыкального искусства: музыка разных народов, старинных и современных композиторов.

Музыкальные музеи и музеи музыкальных инструментов. Музей игрушки и народного искусства.

Природные заповедники: музеи природы. Заповедники, связанные с именами великих поэтов, писателей, художников, великими событиями и сражениями в истории народов.

Храмы как музеи культуры, охранные городские архитектурные комплексы. Города-музеи. Пакт мира и Знамя Н.К. Рериха в связи с охраной памятников истории и культуры народов мира. Международные организации и органы ООН и ЮНЕСКО по охране памятников планетарного значения. Петербург - охранная зона культуры. Памятники культуры мирового значения на земле России.

Рефераты, проекты, экспедиции, путешествия по карте. Дневники, фотоподборки, киноленты. Натурные экспозиции из личных фондов учеков, их родственников, народных мастеров.

6. Родина (10-12 классы). Здесь обобщаются в систематическом виде знания по истории и традициям местной и региональной, национальной культуры, накопленные за годы пребывания в школе. Программы школы насыщены сведениями о далеких культурах и выдающихся произведениях мировой классики, но ученики, случается, плохо знают родное окружение и культуру своего города, края: какие есть местные музеи и памятные места, с именами каких ученых, деятелей культуры связано родное село, городок, кто здесь родился, жил, работал, кто писал об этих местах, отразил их в своем творчестве, кто способствовал строительству, украшению, культуре края, что конкретно делается по сохранению и раскрытию памятников местной культуры, археологии, реставрации и т.п.

Эти краткие характеристики модулей обозначают лишь ориентир содержания работы. Многое, если не все, судя по прежним циклам опытной работы в школах, зависит здесь от подготовленности и инициативы учителя, учащихся.

В тексте концепции чл.-корр. АО, доктора пед. наук Б.П. Юсова (2002 г.) приводятся развернутые возрастные характеристики этапов становления художественного сознания учащихся разного возраста, так как растущая личность целостно выражает свои представления об окружающем, об искусстве и о самом себе, с точки зрения проблем культуры общества, выражает это в конкретных действиях и поведении.

Детский сад и 1-й класс - Музыка и Движение. Субдоминант: танец, рисование и лепка, театр как общение, устное слово.

2-5 классы - Изобразительное искусство, Устное слово. Субдоминантны: музыка (изобразительная), песня, сочинение и запись сказок, стихов, театрализации (роль), кино-анимации.

6-9 классы - Театр, Сцена, Танец. Субдоминантны: танец как общение, декоративно-прикладное искусство, сценография, литература - драма, экранизации, литература как письмен­ность, каллиграфия, оформление книги, экран документаль­ный, музыка прикладная сценическая.

10-12 классы - Литература. Субдоминантны: театр-танец, архитектура - дизайн, искусство среды, экран художественный, изобразительное искусство - музеи, городская и пейзажная среда, интерьер, ансамбль - пейзаж и дом, комплект вещей.

Задача преподавания выделить доминирующие на данном воз­растном этапе искусства, совпадающие со способами художественного освоения мира и способами вхождения в культурную среду общества. Музыкально-игровые, драматические способы малышей, изобрази­тельный период и устная словесность в начальной школе, фольклорно-поэтический и пространственно-пластический способ младших подро­стков, театрально-танцевальный уклон в общении старших подростков, стремление к системно-музейной серьезности и исторической специфике во всех видах искусства у старшеклассников.

Если в младшем и среднем школьных возрастах образы (практическая работа в форматах того или иного искусства) подводили к умению сочинять предварительный замысел и творить на его основе, то в старшем возрасте мысль опережает и определяет создание образа, не исключая, конечно, того, что может подсказать мысли проведенная линия, нанесенный мазок краски или посланное музыкальным воображением первоначальное звучание, движет и определяет созидательный порыв тела в ответ на танцевальную мелодию.

Прежде доминантное искусство со сменой возраста становится сферой специализации для некоторых детей, что выходит за рамки общего образования и выводится в дополнительные занятия и спе­циализированные школы. Некоторые школьники неожиданно обна­руживают свои способности, когда данное искусство находится уже в другом модуле, то есть обозначенный аспект позволяет выявить детскую индивидуальность и даже будущую профессию.

В 1-4 классах (модуль архитектура - дизайн, Хоровод) в качестве базовой основы выступают групповые, коллективно-хороводные виды деятельности, в сочетании с движениями и ритмическими занятиями, упражнением координации собственных действий и участия в группе- особенно на основе импровизации и игры. Здесь и развитие речи, общения на ос­нове содержательного действия (речь, музыка, пение), маски, костю­мы, тематическое рисование.

Уже со 2-го класса доминирующим становится изобразительное искусство, рисование, которое приобретает специфические формы целенаправленной работы в отличие от свободного рисования и по­делок, которые раньше носили еще процессуальный характер и те­перь приобретают форму продукта, цели которого надо уметь завер­шить. С 3-го класса «изобразительными» становятся литература, му­зыка, пение, а в изобразительности речи - её интонационность, фоне­тика-музыка, ролевая фонетика персонажей в инсценировке.

В 6-7 классах в «период сказок», повествования, фольклорности коллективного взаимодействия, «золотого века» детского рисунка воз­никает модуль с условным названием «порядка и стиха», В науках в это время наступает преподавание биологии, алгебры и геометрии, слож­ных форм счисления. Возникает увлечение ремесленными видами де­коративного искусства, поделками, народными играми и сарафанами, стихосложением, былинами и легендами, приключенческой литерату­рой, техническими аспектами мастерства в разных видах искусства. Подростки уже не рисуют, а «делают» рисунок, падает сигнальная роль слова. После 13-14 лет складываются предпосылки способностей к профессиональным занятиям многими видами искусства, подростки уходят в специализированные кружки. Вызывает интерес спортивность танца и театра, сцены. Увлечение Интернетом, компьютерными дина­мическими ситуациями, мультипликацией (оживотворением рисунка).

К 8—9 классам с образованием сферы «личной жизни» актуализируется на короткий, но очень важный период модуль «Театр-Танец». Это – перелом не только этики, но и эстетики школьного возраста.

Системообразующей категорией полихудожественного развития старшеклассников и интегрированного подхода к преподаванию искусства в 8-11 классах, а также в неформальной сфере (в кружках, студиях, в самостоятельном творчестве), является принципиальное изменение в данном возрасте соотношения уровней культуры. Изменение происходит на действенном, чувственном, понятийном или образном уровне восприятия памятников и трансляций или в процессе самостоятельного творчества и исполнения.

С учетом исторического и современного опыта лаборатория Интиграции искусств Института художественного образования разработала под руководством Б.П. Юсова теорию и методику интегрированных программ, программ нового типа. В педагогику ввели термин полихудожественное развитие. Каждый ребенок изначально полихудожественен: он поет, рисует, читает, сочиняет сказки и стихи, танцует, смотрит кино, выступает в инсценировках.

Принципы интегрированного подхода таковы:

1. В основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни в целом. Каждый ре­бенок может успешно продвигаться в каждом из видов худо­жественной деятельности и творчества.

2. Искусство взаимодействует даже в том случае, если учитель об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаме­няемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств – на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от при­вычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирова­ния одного искусства примерами другого – по их сюжету и содержанию.

3. Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведе­ний искусства в едином потоке культуры. Искусства развива­лись неравномерно, бывали исторические периоды, когда не­которые искусства преобладали или отсутствовали, бывали и народы с отсутствием в их культуре тех или иных искусств.

4. Предполагается учет региональных и национально-исторических художественных традиций, связанных с местно­стью, материалами, духовной устремленностью народа. Связи региональной и мировой художественной культуры.

5. Устанавливаются связи искусства с науками в едином поле творческого проявления человечества, где они питаются дос­тижениями друг друга и нередко совмещаются в одном лице.

6. Первостепенное значение имеет опора на детское художест­венное творчество, творческое раскрытие детской личности в разнообразных формах и видах художественной деятельности, в отличие от прежних программ, основанных на обучении элементам профессионального искусства.

В основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества.

Искусство взаимодействует даже в том случае, если учитель об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменяемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств.

Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развивались неравномерно, бывали исторические периоды, когда некоторые искусства преобладали или отсутствовали, бывали и народы с отсутствием в их культуре тех или иных искусств.

Предполагается учет региональных и национально-исторических художественных традиций, связанных с местностью, материалами, духовной устремленностью народа. Связи региональной и мировой художественной культуры.

Устанавливаются связи искусства с науками в едином поле творческого проявления человечества, где они питаются достижениями друг друга и нередко совмещаются в одном лице.

Большое значение при реализации программ, разработанных под руководством Б.П. Юсова, придается коллективным видам деятельности: проектам, созданию рабочих групп, обучению коллективному взаимодействию и творчеству.

Первостепенное значение имеет опора на детское художественное творчество, творческое раскрытие детской личности в разнообразных формах и видах художественной деятельности, в отличие от прежних программ, основанных на обучении элементам профессионального искусства.

Сборник интегрированных курсов «Искусство» (1995) созданный под руководством Б.П. Юсова включает следующие интегрированные интересующие нас программы: “Изобразительное искусство и среда” (природа, пространство, архитектура) (1—11 классы) автора Л.Г. Савенковой; «Сказка игры» автора Т.Г. Пени (для подготовительных классов), а также “Интегрированные уроки искусства” (1—4 кл.) авторов В.В. Алеева и Т.И. Науменко.

Рассмотрим программу автора Л.Г. Савенковой “Изобразительное искусство и среда” (1—11 классы), главная задача которой — приобщить школьников к пониманию и к самостоятельной осознанной деятельности по созданию художественно-организованного пространства. При этом предполагается не только восприятие чисто внешнего единства составляющих пространство предметов, но и развитие стремления к самостоятельной творческой работе по созданию целостной художественно-организованной среды в зависимости от потребностей конкретного или от назначения создаваемых им предметов. Воспитание у школьников делания постоянного совершенствования среды и самого себя.

Художественная организация среды в программе рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного и народного творчества в преломлении через композиционные структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения человека, исходя из его духовных и материальных потребностей. Человек в данном случае — центр композиции.

В связи с тем, что в функции общеобразовательной школы не входит решение задачи специальной подготовки художников и дизайнеров, программа построена таким образом, чтобы у школьников сложились представления о специфике дизайна, изобразительном и декоративно-прикладном искусствах, их роли в жизни, об источниках развития искусства, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды. В этом плане совершенно необходимы развитие эстетического чувства, переживание красоты, создание красоты и наслаждение ею.

Целью программы автора Т.Г. Пени “Сказка игры” (для подготовительных классов) является активизация процесса художественно-творческого развития учащихся подготовительных классов общеобразовательной школы посредством комплексного взаимодействия искусств.

Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, что способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игрового (ведущей деятельности дошкольного периода) к деятельности учебной. Вместе с тем игра носит обучающий и воспитательный характер, преследуя тем самым конкретные педагогические цели: формирование у школьников потребности общения с искусством и развитие их творческих способностей.

Содержание программы предусматривает преемственность в художественном развитии детей, а также взаимосвязь с уроками изобразительного искусства, музыки и чтения.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены три основных вида художественной деятельности: выполнение учебно-тренировочных упражнений, восприятие искусства и самостоятельное творчество учащихся. Указанные виды деятельности непременно входят в структуру каждого отдельного занятия и рассматривается как единый, неразрывный процесс обучения и воспитания младших школьников средством комплексного взаимодействия искусств.

Отправной точкой каждого занятия является восприятие одного из видов искусства: изобразительного — I этап занятий, литературы — II этап, музыки — III этап. Такое чередование искусств обусловлено последовательным усложнением задачи, поставленной перед школьниками: создание в воображении образа отдельного героя, “заданного” в том или ином произведении, и воссоздание его средствами других видов искусств. Таким образом, ведущим принципом взаимодействия искусств на занятиях является принцип перевода произведений из одного художественного ряда в другой. Однако акт перевода в данном случае выступает как акт творческой интерпретации произведения, акт нахождения эстетического эквивалента в сфере иного вида искусства, включающего в себя, как важнейший момент, отношение к действительности самого ребенка.

Программа “Интегрированные уроки искусства” авторов В.В. Алеева и Т.И. Науменко предназначена для учащихся 1—4 классов. Она создавалась не в лаборатории Б.П. Юсова. Это была попытка внедрить в действующие программами по музыке и изобразительному искусству сквозные темы, позволяющие осуществлять интеграцию искусств. Приведем примеры таких тем: 1 кл. «Волшебный мир красок», «Осенняя песея», «Зимние мечты», «Первые весенние цветы»; 2 кл. «Осень в городе», «Сказки Деда Мороза», «Масленица», «Краски весны», 3—4 кл. «Сказка в искусстве», «Времена года в искусстве» и др. В программе подобран соответствующий музыкальнывй, литературный и изобразительный материал к этим темам. Перечисленные темы группируются вокруг двух направлений: передача сказочных образов и образов природы различными видами искусств. Учитывая, что темы повторяются и варьируются на каждом новом этапе курса, допускается возвращение к некоторым рассмотренным ранее произведениям. Таким образом, интеграция осуществляется на основе тематизма.

Принципы построения интегрированных уроков искусства направлены на формирование у школьников целостного представления об искусстве как важнейшей области художественной деятельности человечества. Это находит выражение и в способах организации урока, основанных на комплексном использовании произведений музыки, живописи, литературы; и в особенностях их содержания, отражающего конкретные темы-образы, темы-ситуации, наконец, в системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность детей, их творческое воображение и творческие способности.

Идея целостности, определяющая главный смысл программы, должна постоянно находить конкретизацию в изучении специфики различных областей художественной деятельности человека, проявляющейся в своеобразии способа выражения, художественного мышления, языка. С этим связано акцентирование в программе — в рамках одной темы — системы ключевых понятий, предлагаемых для интерпретации определенного художественного материала.

Введение интегрированных курсов искусства в практику общеобразовательной школы целесообразно также с точки зрения познания самого искусства, в котором, как известно, весьма редко встречаются “чистые” формы, не опосредованные внешними влияниями. Программная музыка, вокальная музыка, музыка, обусловленная драматургическими законами театрального искусства (опера, балет), — вот далеко не полный ряд “интердисциплинарных” связей внутри самого искусства, образующий обширную область музыкально-изобразительных, музыкально-поэтических, музыкально-сценических параллелей.

Курсы по искусству, построенные на интегративной или полихудожественной основе, помогают поискам гармонизации информационно-логической и эмоционально-образной сторон художественного образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию в процессе учебной художественно-эстетической деятельности индивидуальных форм работы с коллективными, уважению к личности ученика, созданию подлинное творческой атмосферы на уроках. Названные тенденции не исчерпывают всего многообразия проблем комплексного образования на уроках искусства, однако они показывают перспективу новых форм школьного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: