Развитие идеи гуманизации образования на основе художественно-образного освоения действительности осуществила группа известных ученых (Т.И. Бакланова, Т.С. Комарова, Н.М. Сокольникова, В.В. Степакова, Т.Я. Шпикалова) в концепции для программы интегрированного курса «Искусство» (1997). Ведущая идея этой концепции заключается в переводе содержания образования из информационно-логического в эмоционально-образное пространство. Необходимость такой трансформации обуславливается возрастными особенностями формирующейся личности.
Интеграция образовательной деятельности осуществляется на уровне искусствоведческой концепции художественного образа, который как однотипный элемент в разных видах искусства способствует объединению эстетических знаний, художественно-творческих умений, формированию основ целостной эстетической культуры особого качества. Раскрываются разные типы художественного творчества в национальной и мировой культуре. С этой целью художественный образ звука, движения, произведения искусства рассматривается комплексно.
Как известно, художественный образ — присущая искусству форма освоения, истолкования и воспроизведения окружающего мира. В художественном образе обобщаются различные стороны явлений действительности по принципу: общее в единичном, общие свойства и качества отдельных явлений выражаются через личностное, неповторимое, субъективное восприятие и переживание художника.
Своеобразие содержания искусства характеризуется понятием художественного образа как единства обобщения и индивидуальности, рационального и эмоционального, отвлеченного и чувственно-конкретного.
Как правило, под художественным образом понимают духовное целое, воплощенное в материальном целом — произведении искусства.
Построение новой образовательной системы на основе художественно-образного освоения действительности, создания образа мира, целостного образа человека и образа действий человека в этом мире, можно рассматривать как организм, имеющий душу и тело и живущий по своим законам, в котором целое и его элементы взаимно обуславливают друг друга.
Ведущими компонентами учебных предметов в русле представленной концепции являются образное видение мира и способы творческой деятельности, а важнейшей дидактической задачей — формирование рефлексивного отношения к собственной личности, своему образу мира, мотивам и средствам деятельности. Иначе говоря, сказанное предполагает рефлексию как обязательное условие формирования готовности к дальнейшему развитию.
Данная концепция определяет общую тематическую направленность и особенности отбора содержания по разным видам искусства; основания и способы интеграции различных предметных областей и форм художественной деятельности учащихся; приоритетные методы и средства педагогического процесса; критерии, показатели и методы диагностики эффективности преподавания. В концепции обоснован выбор гуманистической парадигмы для разработки данной модели.
На основе этой концепции разработан интегрированный курс “Искусство”, цель которого — формирование и развитие художественной культуры учащихся в контексте становления и гармонизации совокупности их личностных свойств и качеств. Под художественной культурой личности мы будем понимать целостность таких ее свойств, которые определяют характер и степень воздействия искусства на эмоционально-чувственный мир, сознание и поведение человека.
В основу разработки интегрированного курса “Искусство” положены следующие принципы:
─ системности, предполагающий разработку предметной области “Искусство” как целостного образовательного пространства учебных заведений в контексте общей концепции деятельности этих учреждений и наработанного в них программного и учебно-методического материала по другим предметным областям;
─ интеграции (как на внутрипредметном, так и на межпредметном уровнях).
─ взаимосвязи уроков искусства с досуговыми формами художественной деятельности учащихся в учебном заведении, в семье, в учреждениях культуры и дополнительного образования.
─ преемственности различных уровней художественного образования.
─ объективно-субъективного подхода к художественному образованию, требующий опоры на инициативу и творчество учащихся в педагогичесом процессе, на формирование у них способностей к самоорганизации своей художественной деятельности, к художественному самообразованию, саморазвитию и самореализации.
─ диагностичности результатов художественного образования, требующий получения объективной эмпирической информации о динамике развития художественной культуры учащихся в процессе освоения интегрированного предмета “Искусство”. На этой основе будет осуществляться текущая корректировка и обновление различных компонентов данного предмета.
─ адаптивности, предусматривающий возможность конкретизации учителем предложенной модели художественного образования с учетом специфики конкретного учебного заведения, психолого-педагогических особенностей учащихся, их художественных способностей, интересов, потребностей, вкусов, ценностных ориентаций, мотивов и стимулов художественной деятельности.