Ученица 8

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.

Дети поют и танцуют танец «Русские матрешки».

Ой, да мы матрешки, мы матрешки,
Хоть и неуклюжие немножко,
Но на празднике на нашем
Обязательно попляшем.
Ой, да все мы, все мы круглолицы,
Очень знаменитые сестрицы.
Мы умеем раскрываться,
Друг из друга выниматься.
Ой, да балалайка, балалайка,
Ну-ка, веселее заиграй-ка!
Поиграй-ка, не ломайся,
Для матрешек постарайся!

Ученик 6. Ребята, посмотрите, сколько вокруг нас матрешек, но нет даже двух одинаковых. У всех разные наряды. По видам росписи матрешки делятся на загорских, семеновских и полховско-майданских.
Знаменитая загорская матрешка чем-то похожа на первую русскую матрешку. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ стал иным по характеру – ярким, броским, открытым; добротной, устойчивой стала и форма.

Ученик 7. В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешки расписываются иначе. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, краски кажутся необычайно чистыми, яркими. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках.

Ученик 8. Матрешки в Полховском Майдане появились тоже не случайно. Это большое село – центр народного художественного промысла. Полховско-майданская матрешка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами. У нее не нарисованы руки, сарафан, кофта, как у загорской и семеновской матрешек, а из-под платка обязательно видны кудри.

Дети (танцуют и поют).

Ой, да мы матрешки, мы матрешки.
Нам, друзья, похлопайте в ладошки,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!
Подыграй нам, не ломайся,
Для матрешек постарайся!

Туманова Е.С. -- учитель ИЗО и черчения, СОШ №2 с. Кольчугино предложилаэлективный курс «Городецкая роспись» для старших классов, в котором предусмотрено изучение приемов, традиций, истории, современного развития городецкой росписи.

Цель курса – дать учащимся возможность самовыразиться, почувствовать себя талантливыми, выйти в жизнь уверенными людьми.

Умение расписывать деревянные изделия пригодится в жизни: можно расписными изделиями украсить интерьер своего дома; можно своими руками выполнить прекрасный подарок.

В задачи проведения курса входит:

- изучение традиций, истории городецкой росписи;

- изучение современного развития городецкой росписи;

- овладение приемами городецкой росписи;

- выполнение собственными силами учащихся росписи изделий по мотивам городецкой росписи;

- способствование формирования чувства национального достоинства;

- развитие сознания того, что традиционная культура России – достояние нашего государства.

Программа элективного курса «Городецкая роспись» рассчитана на 24 часа и имеет в основном практический характер.

На вводном занятии учащиеся знакомятся с историей и современным развитием городецкой росписи.

Практическая часть занятий делится на четыре части:

- овладение приемами писания элементов росписи;

- копирование росписи изделий мастеров народного промысла;

- самостоятельное выполнение эскизов росписи;

- роспись деревянных изделий и покрытие их лаком.

На протяжении всего курса широко используется принцип наглядности. Наглядность – одно из важнейших условий методики проведения занятий. Учащимся предлагается для изучения и повтора образцы изделий народного искусства. На занятиях используются учебные таблицы, выполненные учителем. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов городецкой росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись деревянных изделий.

К концу занятий учащиеся должны:

- владеть приемами городецкой росписи;

- уметь писать главные элементы росписи;

- самостоятельно выполнять простые композиции по мотивам росписи на бумаге;

- выполнять роспись на плоскостных деревянных изделиях;

- уметь работать с лаками.

В конце курса в школе устраивается выставка работ учащихся. Работы, выполненные на высоком уровне, экспонируются в выставочном зале «Вернисаж».

Учебно-тематический план

№ занятия Формы занятий Наименование темы План теоретической части занятия Практическая деятельность учащихся на занятии
         
  Лекция с элементами беседы Введение. История создания и развития городецкой росписи. Цели и задачи курса. Корни и традиции городецкой росписи. Роспись донец прялки в Городце. Современное развитие городецкой росписи. «Экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам городецкой росписи. Знакомство с книгой С. Чуянова «Городецкие праздники». Запись в рабочую тетрадь.
  Комбинированное занятие. Элементы. Сюжеты и приемы городецкой росписи. Повторение знаний, полученных на предыдущем занятии. Правила держания кисти в руке. Понятие «узор» и «орнамент», разница между ними. Основные элементы городецкой росписи: круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали. Показ учебных таблиц. Запись в рабочую тетрадь. Смешивание красок для городецкой росписи. Упражнение в писании основных элементов городецкой росписи.
  Практическая работа Этапы выполнения городецкой росписи. Этапы: 1- подмалевок; 2- тенёвка; 3 – оживка. Последовательность выполнения мотива «лист». Показ учебных таблиц. Упражнение в писании мотива «лист».
  Практическая работа Бутон – разновидность городецких цветов. Последовательность выполнения городецкого цветка «Бутон». Показ учебной таблицы. Упражнение в писании «бутона».
  Практическая работа Купавка – самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Последовательность выполнения городецкого цветка «Купавка». Показ учебной таблицы. Упражнение в писании «купавки».
  Практическая работа Розан – любимый цветок в городецкой росписи. Последовательность выполнения городецкого цветка «Розан». Показ учебной таблицы. Упражнение в писании «розана».
  Контрольная работа Городецкие цветы.   По заданию учителя выполнить роспись городецких цветов (на бумаге).
8-9 Практическая работа Простые композиции из главных элементов городецкой росписи. Показ учебных таблиц и изделий мастеров. Копирование простых композиций из цветов и листьев плоскостных изделий.
10-11 Практическая работа Композиция из цветов и листьев на плоскостных изделиях.   Самостоятельная работа над эскизами композиций из цветов и листьев.
12-14 Практическая работа Композиция из цветов и листьев на плоскостных изделиях. Выбор лучших эскизов росписи. Роспись плоскостных предметов (панно, кухонных досок и т.п.) по выполненным эскизам. Покрытие изделий лаком.
  Выставка Чья работа лучше? Подведение итогов по практической работе. Положительные и отрицательные стороны. Выбор лучших работ. Оформление выставки.
  Практическая работа Городецкая птица – символ семейного счастья. Варианты изображения птиц: павлин, петух, индюк, сказочная птица. Последовательность писания городецкой птицы. Цветовая гамма городецкой птицы. Показ учебной таблицы и иллюстраций с изображений изделий городецких мастеров. Упражнение в писании птицы.
  Практическая работа Городецкий конь – символ богатства. Последовательность писания городецкого коня. Показ учебной таблицы и иллюстраций с изображений изделий городецких мастеров. Упражнение в писании коня.
18-19 Практическая работа Сложные элементы городецкой росписи.   Копирование композиций со сложными элементами городецкой росписи: конями, птицами.
20-23 Практическая работа Городецкие узоры точно вывела рука.   Выполнение эскиза росписи кухонной доски. Роспись кухонной доски по выполненному ранее эскизу. Покрытие изделия лаком.
  Выставка «Мы – юные мастера городецкой росписи» Подведение итогов курсов. Выбор лучших работ. Награждение лучших учащихся Устройство школьной выставки.

Павлова О.В. воспитатель по изодеятельности,
работает в д/с «Дельфин» (г. Муравленко, Тюменская область, ЯНАО) разработала викторину, позволяющую проверить знания детей о цвете. Такая работа может быть успешно проведена и как внеклассное мероприятие в начальной школе.

Тема занятия "Разноцветная радуга".

Тип занятия: Викторина

Цели и задачи: вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству. Закреплять знания детей о средствах выразительности в изобразительном искусстве, о жанрах живописи. Закреплять навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа. Развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать, умение высказывать собственное мнение. Развивать интеллектуально – творческие способности детей. Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.

Материалы. Наборы репродукций картин разных жанров. Наборы карточек с изображением элементов пейзажа, портрета и натюрморта. Эмблемы для каждой команды. Табло с изображением зеленой полянки с прорезями для вставки бумажных силуэтов цветов. Силуэты цветов ромашки, колокольчики. Костюм Незнайки. Рисунки для Незнайки с изображением смешных фигур Бульки, Знайки, Пилюлькина. Музыкальное сопровождение из классических произведений. Призы (раскраски, карандаши, краски). Художественный материал: краски, карандаши, фломастеры, кисти, листы бумаги.

Предварительная работа. Беседы о жанрах живописи, о гамме цветов. Рассматривание репродукций. Проведение художественно–развивающих игр “Собери портрет (пейзаж, натюрморт)”. Занятие по смешиванию цвета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: