Класс
Общая тема: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Темы: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; «Декоративное искусство в современном мире».
Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств. Эти искусства мы не членим по жанрам (как у изобразительных), ибо они на жанры не членятся — членятся по группам, связанным с материалами и техниками исполнения (керамика, ковроткачество, моделирование одежды или разные виды бижутерии и т. д.).
Декоративные искусства играют особую роль в жизни людей. Среди пластических искусств декоративно-прикладные наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме человек сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении всей многовековой истории своего развития декоративные искусства играли важную роль в организации жизни общества, в формировании материально-духовной среды жизнедеятельности людей. Они мгновенно откликались на господствующие идеи своего времени (мировоззрение людей, особенности их религии, мифологии, эстетические идеалы, социальные задачи общества и пр.), которые получают выражение в пластическом строе произведений декоративного искусства.
|
|
Необходимо иметь в виду, что эти искусства абсолютно не дублируют социально-духовные функции и языковую специфику изобразительных искусств. Они несут иной исторический, эстетический опыт народов. Для его освоения необходима целостность проживания, а значит, целостное время. Это предельно важно сегодня, когда декоративные искусства стали активно проникать во все сферы человеческих отношений, активнее строить мировосприятие, миро-отношения людей. Решению этих задач посвящена тема всего года.
Класс
Общая тема: «Изобразительное искусство и мир интересов человека» – открывает двухгодичный блок тем о месте в жизни человека группы изобразительных искусств и особенностях его языка.
Темы: «Язык изобразительного искусства»; «Отношение к миру природы. Жанр пейзажа»; «Мы и мир наших вещей»; «Вглядываясь в человека: жанр портрета»; «Ценности повседневной жизни»; «Великие темы жизни» и др.
Изучаются жанры изобразительного искусства. Поскольку роль изобразительного искусства совсем иная, чем декоративных и конструктивных, мы говорим о разнице в их образном строе (языке). Подчеркивая специфику языка, мы делим группы искусства на целостные циклы.
Задачей является освоение этой специфики, которую нужно не просто постичь, но в какой-то мере и освоить, научиться говорить на этом языке, научиться понимать, что говорят художники, мастера.
|
|
Опыт показывает, что излишняя «информированность» скорее оказывается вредна, чем полезна. Проблема в том, как найти равновесие в количестве зрительного ряда и глубине постижения детьми его основ, проникновении в его духовное начало, содержании, языке и т. д. Однако одно условие все же непременно — неоднозначность зрительного ряда и его вариативность.
Педагогам искусства нельзя на все случаи жизни дать точный рецепт, поскольку нет двух одинаковых учителей, нет и полностью идентичных детских коллективов. Неминуем постоянный поиск. Настоящий учитель, как любой творческий человек, постоянно находится «на лезвии бритвы».
Изобразительные (станковые) виды искусства несут огромную духовную информацию — информацию о поисках смысла жизни человека в среде природы и общества.
Всю многосложность этой информации подростки воспринять не могут — мал собственный опыт чувств. Но затем и искусство, чтобы обогащать его переживаниями и опытом предыдущих поколений, чтобы не остался человек технократического века в своем эмоционально-чувственном развитии на примитивном уровне мироощущения.
А это сегодня не просто случается — это печальная реальность. Но в руках школы — инструмент очеловечивания великой силы — мир искусства!
Класс
Общая тема: «Архитектура и монументальные виды искусства».
Темы: «Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры»; «Художественный язык архитектуры»; «Стиль в искусстве – это мироощущение времени»; «Архитектура России». Архитектура — один из интереснейших и сложных видов пластических искусств.
Программа 8 класса направлена на развитие у учащихся понимания архитектуры как вида искусства и как части духовной культуры общества.
Создавая для себя среду обитания — «вторую природу», — человек передает ею свое отношение, ориентируясь на свои потребности и идеалы, поскольку связан с жизнью своего времени. Созданные человеком вещи (здания, предметы быта), в свою очередь, воздействуют на его восприятие и эмоции. Недаром архитектуру называют то «застывшей музыкой», то «каменной сказкой», а Гоголь писал, что «архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания». О чем же говорит эта «каменная летопись»? Это — летопись форм человеческой жизни, человеческих отношений, ибо вне архитектуры, среды, ею создаваемой, они никогда не существовали и не могут существовать. В каждое время, у каждого народа именно архитектура организовывала жизнь людей на принципах определенного миропонимания, определенных идеалов. Увидеть образный мир архитектуры, понять и оценить невозможно без знаний его духовного, исторического значения. Учащихся необходимо не только познакомить с произведениями зодчества, монументальных видов искусства и предметами окружающей среды, но и вызвать у них способность понимать духовные и эстетические начала образных языков этих видов искусства, понимание того, что в архитектуре органически и неразрывно слились «польза, прочность и красота». И понимать — что «польза» эта не просто утилитарна (удобство), но и социальна, духовна — она строит наши отношения с миром. Красота не некая догма, данная нам навсегда, она понималась и понимается по-разному. Знание, почему это так происходит, входит в развитие пластического мышления.
В программе уделяется большое внимание развитию практических навыков конструирования и моделирования различных архитектурных объемов, что ведет к творческому выражению подростками собственного видения мира, осмысления взаимосвязи архитектуры и природной среды.
Нужно помнить, что в этом учебном году, как при общении с изобразительными и декоративными искусствами, центром познания и интереса должна быть не история архитектуры, знание стилей и т. д., так же, как и в предыдущие годы, центром познания должно быть осознание роли архитектуры в жизни человека и формирование творческих способностей в архитектурном мышлении.