Содержание программы

Класс

Общая тема: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Темы: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; «Декоративное искусство в современном мире».

Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств. Эти искусства мы не членим по жанрам (как у изобразительных), ибо они на жанры не членятся — чле­нятся по группам, связанным с материалами и техниками исполнения (керамика, ковроткачество, моделирование одежды или разные виды бижутерии и т. д.).

Декоративные искусства играют особую роль в жизни людей. Среди пластических искусств декоративно-приклад­ные наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме человек сталкивается с ними еже­дневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении всей многовековой истории своего раз­вития декоративные искусства играли важную роль в орга­низации жизни общества, в формировании материально-ду­ховной среды жизнедеятельности людей. Они мгновенно откликались на господствующие идеи своего времени (ми­ровоззрение людей, особенности их религии, мифологии, эстетические идеалы, социальные задачи общества и пр.), которые получают выражение в пластическом строе произ­ведений декоративного искусства.

Необходимо иметь в виду, что эти искусства абсолютно не дублируют социально-духовные функции и языковую специфику изобразительных искусств. Они несут иной исто­рический, эстетический опыт народов. Для его освоения не­обходима целостность проживания, а значит, целостное время. Это предельно важно сегодня, когда декоративные искусства стали активно проникать во все сферы человече­ских отношений, активнее строить мировосприятие, миро-отношения людей. Решению этих задач посвящена тема все­го года.

Класс

Общая тема: «Изобразительное искусство и мир интересов человека» – открывает двухгодичный блок тем о мес­те в жизни человека группы изобразительных искусств и особенностях его языка.

Темы: «Язык изобразительного искусства»; «Отношение к миру природы. Жанр пейзажа»; «Мы и мир наших вещей»; «Вглядываясь в человека: жанр портрета»; «Ценности повседневной жизни»; «Великие темы жизни» и др.

Изучаются жанры изобразительного искусства. Поскольку роль изобразительного искусства совсем иная, чем декора­тивных и конструктивных, мы говорим о разнице в их образ­ном строе (языке). Подчеркивая специфику языка, мы де­лим группы искусства на целостные циклы.

Задачей является освоение этой специфики, которую нужно не просто постичь, но в какой-то мере и освоить, научиться говорить на этом языке, научиться понимать, что говорят художники, мастера.

Опыт показывает, что излишняя «информированность» скорее оказывается вредна, чем полезна. Проблема в том, как найти равновесие в количестве зрительного ряда и глу­бине постижения детьми его основ, проникновении в его ду­ховное начало, содержании, языке и т. д. Однако одно условие все же непременно — неоднознач­ность зрительного ряда и его вариативность.

Педагогам искусства нельзя на все случаи жизни дать точный рецепт, поскольку нет двух одинаковых учителей, нет и полностью идентичных детских коллективов. Немину­ем постоянный поиск. Настоящий учитель, как любой твор­ческий человек, постоянно находится «на лезвии бритвы».

Изобразительные (станковые) виды искусства несут ог­ромную духовную информацию — информацию о поисках смысла жизни человека в среде природы и общества.

Всю многосложность этой информации подростки вос­принять не могут — мал собственный опыт чувств. Но затем и искусство, чтобы обогащать его переживаниями и опытом предыдущих поколений, чтобы не остался человек техно­кратического века в своем эмоционально-чувственном раз­витии на примитивном уровне мироощущения.

А это сегодня не просто случается — это печальная ре­альность. Но в руках школы — инструмент очеловечивания великой силы — мир искусства!

Класс

Общая тема: «Архитектура и монументальные виды искусства».

Темы: «Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры»; «Художественный язык архитектуры»; «Стиль в искусстве – это мироощущение времени»; «Архитектура России». Архитектура — один из интереснейших и сложных видов пластических искусств.

Программа 8 класса направлена на развитие у учащихся понимания архитектуры как вида искусства и как части ду­ховной культуры общества.

Создавая для себя среду обитания — «вторую природу», — человек передает ею свое отношение, ориентируясь на свои потребности и идеалы, поскольку связан с жизнью своего времени. Созданные человеком вещи (здания, предметы бы­та), в свою очередь, воздействуют на его восприятие и эмо­ции. Недаром архитектуру называют то «застывшей музы­кой», то «каменной сказкой», а Гоголь писал, что «архитек­тура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания». О чем же говорит эта «камен­ная летопись»? Это — летопись форм человеческой жизни, человеческих отношений, ибо вне архитектуры, среды, ею создаваемой, они никогда не существовали и не могут су­ществовать. В каждое время, у каждого народа именно ар­хитектура организовывала жизнь людей на принципах опре­деленного миропонимания, определенных идеалов. Увидеть образный мир архитектуры, понять и оценить невозможно без знаний его духовного, исторического зна­чения. Учащихся необходимо не только познакомить с про­изведениями зодчества, монументальных видов искусства и предметами окружающей среды, но и вызвать у них способ­ность понимать духовные и эстетические начала образных языков этих видов искусства, понимание того, что в архи­тектуре органически и неразрывно слились «польза, проч­ность и красота». И понимать — что «польза» эта не просто утилитарна (удобство), но и социальна, духовна — она стро­ит наши отношения с миром. Красота не некая догма, дан­ная нам навсегда, она понималась и понимается по-разному. Знание, почему это так происходит, входит в развитие плас­тического мышления.

В программе уделяется большое внимание развитию практических навыков конструирования и моделирования различных архитектурных объемов, что ведет к творческому выражению подростками собственного видения мира, ос­мысления взаимосвязи архитектуры и природной среды.

Нужно помнить, что в этом учебном году, как при обще­нии с изобразительными и декоративными искусствами, центром познания и интереса должна быть не история архи­тектуры, знание стилей и т. д., так же, как и в предыдущие годы, центром познания должно быть осознание роли архи­тектуры в жизни человека и формирование творческих спо­собностей в архитектурном мышлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: