Принципы организации системы хозяйственных судов

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 124 Конституции Украины и ст. 5 Закона Украины «О Судоустройстве и статусе судов».

Сущность данного принципа заключается в следующем. Правосудие в украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются. Тем самым законодатель обеспечивает специализацию каждого из государственных и судебных органов на решении определенного круга вопросов, не допуская пересечение их компетенции.

Кроме того, судебные органы в силу специфики организации и процессуальной формы деятельности поставлены в особые условия, что дает им возможность разобраться в сложных обстоятельствах гражданского правонарушения, правильно истолковать и применить закон, вынести законное и обоснованное решение.

Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел. В соответствии со ст.ст. 1, 4—6 хпк украины в зависимости от категории и сложности дела разбирательство дела в местных хозяйственных судах рассматриваются судьей единолично либо хозяйственным судом в коллегиальном составе.

Все дела в апелляционном и кассационном порядке рассматриваются хозяйственным судом коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое непарное количество судей. Все судьи пользуются равными правами с председательствующим в судебном заседании в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении решения.

Вопросы, возникающие при рассмотрении дела в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Если судья хозяйственного суда не согласен с решением большинства, он вправе изложить в письменном виде свое особое мнение.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону (ст. 129 Конституции Украины). Независимость судей хозяйственного суда и подчинение их только закону при осуществлении правосудия — два органически взаимосвязанных положения. С одной стороны, независимость судей хозяйственного суда — не самоцель, а средство, непременное условие для правильного применения закона, вынесения законных судебных постановлений. Оно означает, что судьи хозяйственного суда при рассмотрении и разрешении спора должны руководствоваться только законом и своим внутренним убеждением, исключающим постороннее влияние на судей. С другой стороны — подчиненность судей только закону и обеспечивает их независимость. Никакие государственные органы, общественные организации или должностные лица не имеют права оказывать прямое или косвенное воздействие, давать указание судьям, как решать конкретное судебное дело.

Подлинная независимость судей при осуществлении правосудия может быть обеспечена лишь при строгом соблюдении ими требований материального и процессуального законодательства. Судья должен осуществлять разбирательство дел беспристрастно и выносить судебные акты в соответствии со своей оценкой фактических обстоятельств и своим толкованием применяемых актов законодательства. Связанность судьи только законом позволяет ему быть независимым, в то же время не давая возможности перерасти этой независимости в произвол.

Хозяйственный суд и его судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или иных органов, организаций. Судья хозяйственного суда не может принадлежать к политическим партиям, движениям и материально их поддерживать; он не может также входить в руководящий состав каких-либо организаций и движений.

Основные правовые гарантии независимости судей предусмотрены ст. 6 Закона Украины «О Судоустройстве и статусе судов», согласно которой независимость судей обеспечивается:

— особым порядком назначения, избрания, привлечения к ответственности и увольнения судей;

— несменяемостью судей и их неприкосновенностью;

— порядком осуществления судопроизводства, установленным процессуальным законом, тайной постановления судебного решения;

— запретом вмешательства в осуществление правосудия;

— ответственностью за неуважение к суду или судье, установленной законом;

— особым порядком финансирования и организационного обеспечения деятельности судов, установленным законом;

— надлежащим материальным и социальным обеспечением судей;

— функционированием органов судейского самоуправления;

— определенными законом средствами обеспечения личной безопасности судей, их семей, имущества, а также другими средствами их правовой защиты.

Таким образом, гарантии независимости судей, включая хозяйственных судов, традиционно подразделяются на политические, экономические и правовые. Данное деление гарантий условно, так как все они закреплены в различных нормах права.

К политическим относится закрепление в конституции украины принципа разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

К юридическим гарантиям независимости судей хозяйственных судов относятся установленный законом порядок отправления правосудия, их несменяемость, право судьи на отставку, неприкосновенность судьи, система органов судейского сообщества.

Судья хозяйственного суда не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, только в порядке и случаях, предусмотренных законом (ст. 12 закона украины «о статусе судей»).

С независимостью судей тесно связан принцип неприкосновенности судей хозяйственного суда. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.

Судья не может быть задержан по подозрению в совершении преступления, а также подвергнут приводу или принудительно доставлен в какой-либо государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, должен быть освобожден немедленно по выяснении его личности (ст. 13 закона украины «о статусе судей»).

Принцип гласности судебного процесса. Гласность служит одним из необходимых составных компонентов демократической процессуальной формы судопроизводства, важной юридической гарантией реального осуществления принципа законности в правосудии, а также прав участников процесса. В соответствии с данным принципом разбирательство дела во всех хозяйственных судах и на всех стадиях процесса должно проводиться в открытых заседаниях с предоставлением присутствующим реальной и равной возможности следить за всем ходом процесса. В свете принципа гласности судопроизводства возможны освещение материалов хозяйственных дел в печати и организация соответствующих передач по радио и телевидению. В то же время средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд до вступления решения в законную силу.

Рассмотрение дел в хозяйственных судах открытое, за исключением случаев, когда это противоречит требованиям охраны государственной, коммерческой или банковской тайны или когда стороны или одна из сторон обоснованно требуют конфиденциального рассмотрения дела и подают соответствующее ходатайство до начала рассмотрения дела по существу.

Хозяйственное процессуальное законодательство украины расшифровывает общие правила принципа гласности. Так, в нем указано, что лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства. Что касается кино- и фотосъемки, видеозаписи, телевизионной трансляции, то они допускаются с разрешения хозяйственного суда, с учетом мнения лиц, участвующих в деле. Это связано с тем, что далеко не каждый согласится стать объектом фото- или видеосъемки в зале суда. Кроме того, применение технических средств может мешать самому ходу процесса в связи со световыми и звуковыми эффектами от их применения.

Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела.

При рассмотрении дел ход судебного процесса фиксируется техническими средствами в порядке, определенном процессуальным законом.

Гласность правосудия обеспечивает его воспитательные и профилактические функции; способствует снижению субъективизма судей и позволяет всем желающим убедиться в соблюдении установленных хозяйственным процессуальным законом правовых процедур рассмотрения хозяйственного дела.

Принцип государственного языка судопроизводства. В соответствии со ст. 12 Закона Украины «О Судоустройстве и статусе судов» судопроизводство в украине ведется на государственном языке. Использование других языкав в судопроизводстве осуществляется в случаях и порядке, определенных законом. Лица, не владеющие или недостаточно владеющие государственным языком, вправе пользоваться родным языком и услугами переводчика в судебном процессе. В случаях, предусмотренных процессуальным законом, это право обеспечивается государством.

С одной стороны, принцип государственного языка судопроизводства преследует цель заранее поставить в известность лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса, что производство по делу будет вестись на государственном языке данного государства. Поэтому лица, участвующие в деле, могут заранее подготовить для себя наиболее благоприятные условия для преодоления языкового барьера. С другой — закон предоставляет право участвующим в деле лицам, не владеющим государственным языком соответствующего государства, знакомиться с материалами дела, участвовать в процессуальных действиях, в том числе выступать в процессе на родном языке, используя переводчика. Таким образом гарантируется охрана прав и законных интересов лиц, возможность их активного участия в процессе.

Итак, принцип национального языка судопроизводства — важное условие, обеспечивающее реальное осуществление гарантированного конституцией украины права на судебную защиту. Неукоснительное соблюдение требований данного принципа делает более доступной эту защиту независимо от того, каким языком владеют участники возникшего спора.

Принцип равенства перед законом и судом. Правосудие в хозяйственных судах осуществляется на принципах равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом. Следовательно, юридические лица при осуществлении правосудия в хозяйственном суде равны перед законом и судом независимо от формы собственности, места нахождения, подчиненности, характера деятельности, а граждане — независимо от происхождения, социального и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, места жительства и других обстоятельств.

Содержание рассматриваемого принципа раскрывается в следующих положениях: 1) хозяйственные суды при разрешении экономических споров применяет гражданские и иные материальные законы ко всем предприятиям и гражданам в равной мере, независимо от того, кто является субъектом спора; 2) правовое положение любого участника хозяйственного процесса определяется лишь его процессуальным положением; 3) правосудие по всем экономическим и иным спорам, отнесенным законом к ведению хозяйственного суда, осуществляется только судами, входящими в единую систему хозяйственных судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: