Агностицизм − философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно, выстроить истинную всеобъемлющую систему знания.
Восприятие − процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств.
Ощущение – простейшая форма чувственного познания. Отражение возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений.
Познание − творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание осуществляется в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом характеристик объекта является центральной темой гносеологии. В зависимости от решения этого вопроса выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.
|
|
Представление − форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств.
Рационализм − целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания.
Скептицизм − философское воззрение, выдвигающее в качестве основного тезиса сомнение в надежности чувств и мышления как источников познания мира, сомнение в возможности достижения истины.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
Эмпиризм − направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.
План семинарского занятия
Тема 4.2. Проблема истины в философии и науке
1. Познание и деятельность Философское понимание практики. Виды практики и ее гносеологические функции.
2. Философские концепции истины: классическая; прагматическая; конвенциалистская; когерентная.
3. Критерии истины.
4. Истина, оценка, ценность.
Вопросы для самопроверки
1. Существует ли абсолютная истина?
2. В чем различие между истиной и заблуждением?
3. Истина и правда.
4. Истина и польза.
5. Что такое «практика», и какую роль она играет в процессе познания?
6. В чем смысл принципа конкретности истины?
7. Ценность: ее основные характеристики?