1. Каковы аргументы рационалистов и эмпириков в споре об основе познания? Кто прав, по-вашему?
2. Правильно ли утверждать, что мышление – простое суммирование чувственных восприятий?
3. Как соотносятся понятия: представление, воображение, фантазия?
4. Возможно ли творчество без вдохновения? Обоснуйте свое мнение.
5. Установите последовательность возникновения следующих гносеологических установок:
а) Я верю, чтобы знать;
б) Я знаю, что ничего не знаю;
в) Я мыслю, следовательно, я существую;
г) Мы живем внутри языка.
6. Рассудите:
1) «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро);
2) «Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить» (Д. Гранин).
Дайте развернутый ответ.
7. Приведите примеры каждого из этих состояний знания и незнания:
а) не знаю, что не знаю;
б) не знаю, что знаю;
в) знаю, что не знаю;
г) знаю, что не знаю;
д) не знаю, но думаю, что знаю (Д.И. Дубровский).
8. Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и поступках.
9. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие – атавизмом, доставшимся от животных. А как думаете вы?
|
|
10. Рассудите:
а) меньше знаешь - лучше спишь;
б) не зная броду – не суйся в воду.
Эти поговорки по-разному оценивают значение знания в жизни человека. Дайте обоснованный ответ.
Тест
1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как
1) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
2) значимая информация в аспекте деятельности;
3) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
4) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
2. В философии «агностицизм» понимается как:
1) рассмотрение процесса познания;
2) рассмотрение объектов познания;
3) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
4) сомнение в возможности познания.
3. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется
1) абстрактным;
2) теоретическим;
3) обыденным;
4) научным.
4. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она
1) абстрактна;
2) объективна;
3) субъективна;
4) абсолютна.
5. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии − 1) ложь;
2) заблуждение;
3) суждение;
4) предрассудок.
6. Практика по своим функциям в процессе познания не является 1) основой познания и его движущей силой;
2) целью познания;
3) критерием истины;
4) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
7. К основным формам живого созерцания и теории познания как отражения не относятся
1) представление;
|
|
2) восприятие;
3) идея;
4) ощущение.
8. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: 1) рационализма;
2) реализма;
3) скептицизма;
4) сенсуализма.
9. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, признаки явлений, закрепляемые в определениях (словах) −
1) понятие;
2) категория;
3) дефиниция;
4) термин.
10. Теория истины, рассматривающая истину как результат соглашения −
1) корреспондентская;
2) прагматистская;
3) когерентная;
4) конвенциалистская.