Упражнения. 1. Каковы аргументы рационалистов и эмпириков в споре об основе познания?

1. Каковы аргументы рационалистов и эмпириков в споре об основе познания? Кто прав, по-вашему?

2. Правильно ли утверждать, что мышление – простое суммирование чувственных восприятий?

3. Как соотносятся понятия: представление, воображение, фантазия?

4. Возможно ли творчество без вдохновения? Обоснуйте свое мнение.

5. Установите последовательность возникновения следующих гносеологических установок:

а) Я верю, чтобы знать;

б) Я знаю, что ничего не знаю;

в) Я мыслю, следовательно, я существую;

г) Мы живем внутри языка.

6. Рассудите:

1) «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро);

2) «Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить» (Д. Гранин).

Дайте развернутый ответ.

7. Приведите примеры каждого из этих состояний знания и незнания:

а) не знаю, что не знаю;

б) не знаю, что знаю;

в) знаю, что не знаю;

г) знаю, что не знаю;

д) не знаю, но думаю, что знаю (Д.И. Дубровский).

8. Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и поступках.

9. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие – атавизмом, доставшимся от животных. А как думаете вы?

10. Рассудите:

а) меньше знаешь - лучше спишь;

б) не зная броду – не суйся в воду.

Эти поговорки по-разному оценивают значение знания в жизни человека. Дайте обоснованный ответ.

Тест

1. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как

1) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

2) значимая информация в аспекте деятельности;

3) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

4) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.

2. В философии «агностицизм» понимается как:

1) рассмотрение процесса познания;

2) рассмотрение объектов познания;

3) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;

4) сомнение в возможности познания.

3. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается

1) абстрактным;

2) теоретическим;

3) обыденным;

4) научным.

4. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она

1) абстрактна;

2) объективна;

3) субъективна;

4) абсолютна.

5. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии − 1) ложь;

2) заблуждение;

3) суждение;

4) предрассудок.

6. Практика по своим функциям в процессе познания не является 1) основой познания и его движущей силой;

2) целью познания;

3) критерием истины;

4) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

7. К основным формам живого созерцания и теории познания как отражения не относятся

1) представление;

2) восприятие;

3) идея;

4) ощущение.

8. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением: 1) рационализма;

2) реализма;

3) скептицизма;

4) сенсуализма.

9. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях (словах) −

1) понятие;

2) категория;

3) дефиниция;

4) термин.

10. Теория истины, рассматривающая истину как результат соглашения −

1) корреспондентская;

2) прагматистская;

3) когерентная;

4) конвенциалистская.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: