1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энциклопедии» следующие понятия: «верификация», «фальсификация», «интернализм», «экстернализм».
2. В чем сущность дилеммы «сциентизм — антисциентизм», возможно ли ее решение?
3. А. Эйнштейн утверждал: «Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!». Примерно о том же говорил И.П. Павлов: «Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов». Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.
4. Древние философы выдвинули девиз «Подвергай все сомнению». Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?
5. Рассудите, какое выражение правильное:
А) «Наука удивительнее мифов» (из научно-познавательного фильма «Загадки природы»).
Б) «Реальные факты менее интересны, чем фантазии и заблуждения» (из телевизионной рекламы).
Дайте развернутый ответ.
6. Попробуйте представить философский портрет ученого.
Тест
1. По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на
1) фундаментальные и прикладные;
2) точные и приближенные;
|
|
3) достоверные и вероятностные;
4) естественнонаучные и технические.
2. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании −
1) умозаключение;
2) гипотеза;
3) верификация;
4) интерпретация.
3. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности −
1) апория;
2) эмпирический базис;
3) парадигма:
4) теория.
К важнейшим функциям научной теории можно отнести
1) коммуникативную;
2) эмоциональную;
3) побудительную;
4) систематизирующую.
5. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения −
1) ощущение;
2) моделирование;
3) эксперимент;
4) наблюдение.
6. Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях −
1) наблюдение;
2) измерение;
3) эксперимент;
4) идеализация.
7. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок −
1) индукция;
2) синтез;
3) абстрагирование;
4) дедукция.
8. Логический вывод частных следствий из общего положения −
1) индукция;
2) дедукция;
3) формализация;
4) анализ.
9. Процедура мысленного расчленения целого на части −
1) дедукция;
2) индукция;
3) анализ;
4) синтез.
10. Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения» −
1) исследовательская программа;
2) научная революция;
3) теория;
4) парадигма.
Раздел 6. Социальная философия и философия истории