Р Е Ф Е Р А Т Ы, К У Р С О В Ы Е

Общее замечание. В отношении реферата по философии необходимо в первую очередь усвоить следующее: перед тем, как начать писать реферат, необходимо конкретно и четко оговорить с преподавателем, которому вы его будете сдавать, те требования, которые он предъявляет к написанию реферата. К числу таких требований относятся: тема реферата, объем реферата, количество использованной литературы, оформление, порядок защиты реферата, влияние реферата на экзаменационную оценку или зачет.

Требования к реферату. Реферат является самостоятельной философской работой студента. Работа над рефератом помогает студенту в приобретении навыков логически связного изложения философских проблем, в овладении категориальным аппаратом философии. В процессе работы студент проявляет свои индивидуальные способности к творчеству и демонстрирует умение разбираться в философских вопросах, систематизировать теоретический материал по избранной теме.

Реферат объемом до 30 страниц машинописного текста, напечатанного через два интервала, должен иметь план-оглавление, введение, изложение содержания темы, заключение, а также список использованной литературы.

Во введении кратко излагаются: актуальность темы, оценка степени разработанности темы, смысл философской проблематики, которую автор видит в этой теме.

Основная часть реферата должна представлять собой изложение философской проблемы, заявленной в названии, анализ и обобщение литературы, которую автору удалось предварительно изучить, раскрытие точек зрения на проблему разных исследователей и позиции самого автора.

В заключении автор обобщает изложенное в реферате. Список литературы должен включать фундаментальные работы по теме и последние публикации. Реферат должен быть аккуратно оформлен, цитаты должны иметь соответствующие выходные данные (год и место издания, издательство, точное наименование работы).

Предлагаем несколько простых, но обязательных правил, которые следует помнить каждому при написании реферата по философии.

1. Прежде чем писать реферат самому, попросите преподавателя показать Вам какой-нибудь реферат студента старшекурсника. Но с тем условием, чтобы тот реферат был отличным и чтобы вы смело могли взять его за средний стандарт. Спросите, что в том реферате неправильного, чтобы самому не допустить подобных ошибок. Спросите о сильных моментах того, «чужого» реферата — чтобы ваш был философски еще сильнее и глубже.

2. Помните, что слово «реферат» происходит от слова «сноска», «ссылка», поэтому не выдавайте мысли Канта или Достоевского за ваши собственные. Поставьте кавычки, приведите цитату, а только потом прокомментируйте эту цитату, дайте ее интерпретацию.

3. Сноски в реферате делаются постранично. Это значит, что после каждой цитаты вы ставите соответствующий номер (номер 1, если это была первая цитата и т.д.), а внизу этой страницы даете выходные данные того источника, который вы цитируете. Например, вы цитируете работу Карла Маркса «Немецкая идеология». Схема такова: Цитата: «………..». Сноска вниз этой страницы, в которой указываются — автор, название книги, место издания, год издания, цитируемая страница.

4. После титульного листа реферата, т.е. на второй его странице, преподаватель при чтении должен обнаружить план реферата, который они со студентом обговаривали заранее. Пункты реферата должны соответствовать его содержанию. На последней странице необходимо поместить список использованной литературы.

5. Особо необходимо отметить распространение скопированных рефератов из сети Интернет, а также скопированных рефератов студентов других вузов, факультетов и потоков. Практика показывает, что зачастую копирование происходит даже без предварительного прочтения копируемого текста. Во время собеседования защищающий реферат не может ответить на те вопросы, которые он сам «осветил» в своей работе. Такой реферат представляет собой «медвежью услугу» сдающему экзамен или зачет.

6. В очередной раз повторяем — прежде чем взяться за такое интересное и ответственное дело, как реферат по философии, обсудите все его «параметры и характеристики» с преподавателем, который будет его принимать и оценивать.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ВСЕМУ КУРСУ

1. Мировоззрение: сущность и исторические типы.

2. Особенности философского мировоззрения. Материализм и идеализм.

3. Структура философии, ее функции.

4. Своеобразие философской методологии. Диалектика и метафизика.

5. Особенности философии Древнего Востока.

6. Основные проблемы и особенности философии Античности.

7. Средневековая философия и её специфические черты.

8. Философия Возрождения.

9. Философия Нового времени.

10. Своеобразие русской философии.

11. Немецкая классическая философия.

12. Марксизм и современность.

13. Современная западная философия.

14. Материя и её атрибуты.

15. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.

16. Пространство и время как атрибуты материя.

17. Отражение как общее свойство материи.

18.Движение и развитие. Диалектика как учение о развитии.

19. Диалектика как наука и метод. Основные принципы диалектики, их методологическое значение.

20.Сущность закона единства и борьбы противоположностей и особенности его проявления в развитии природы, общества, и в познании.

21.Закон отрицания отрицания особенности его проявления в природе, обществе и познании.

22.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Особенности его проявления в природе, обществе и познании.

23. Сущность сознания и проблема его происхождения.

24. Проблема бессознательного.

25. Сознание и самосознание.

26. Сущность познания. Субъект и объект познания.

27. Чувственное и рациональное в познания: специфика, формы, взаимосвязь.

28. Роль практики в познании. Виды практики. Место и роль практики в процессе познания.

29. Природа истины и её свойства.

30. Специфика научного познания.

31. Наука как деятельность, как знание, как социальный институт.

32. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.

33. Методы и формы научного познания.

34. Предсказание и прогноз. Научный прогноз.

35. Современная научно-философская картина мира.

36. Понятие общества. Основные сферы жизни общества.

37. Основные концепции общественного развития.

38. Формационная модель развития общества.

39. Критерии общественного прогресса.

40. Объективные и субъективные факторы в историческом процессе и их взаимосвязь.

41. Философия о происхождении человека. Человек, индивид, личность.

42. Социализация личности.

43. Личность и общество.

44. Общественное бытие и общественное сознание.

45. Государство: происхождение и сущность.

46. Духовная жизнь общества: структура и роль.

47. Культура и её роль в самоопределении и развитии личности.

48. Мораль и нравственность: сущность и роль в обществе.

49. Экология как философская проблема.

50. Глобальные проблемы современности и будущее цивилизации. Стратегия выживания человечества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: