Краткий словарь философских терминов

Абсолют — ничем не ограниченный, не зависящий ни от чего. Абсолют близок к Богу, к субстанции, к тому, что называется «Все». Абсолют объединяет собой все проявления материи и сознания. Абсолют может представляться в виде личностного начала и как безличностное «Все». В восточной истории философии к абсолюту близки такие понятия, как Атман, Брахман, Дао.

Абсолютная идея — основная категория философской системы Гегеля, обозначающая безусловную, нематериальную и объективную всеобщность, которая в процессе развития воплощается в природе, человеке, обществе и сознании людей.

Абстракция (отвлечение) — сторона, часть целого, нечто одностороннее, неразвитое в самой действительности (абстрактное); процесс мысленного отвлечения от свойств и отношений изучаемого объекта (целого), с одновременным выделением тех свойств, которые интересуют познающего субъекта; процесс мышления, в котором мы отвлекаемся от единичного, несущественного, случайного и выделяем общее, необходимое, существенное, создавая понятия и системы понятий.

Аксиология — учение о ценностях. Предпосылка аксиологии — различение между бытием и долженствованием, при котором обосновываются общезначимые принципы, определяющие направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Анализ — метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составные части.

Аналогия (соответствие, сходство) — установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.

Антисциентизм — философская позиция, отрицающая притязания науки на предельное знание.

Антропный принцип — положение о необходимости рассматривать возникновение и эволюцию Вселенной в связи с человеком, взгляд на Вселенную как «человекоразмерный» объект, начиная от связи физических параметров объективной действительности и феномена человека и заканчивая приданием миропорядку особых нравственных характеристик, обосновывающих объективность космической миссии человечества.

Антитеза — выражение, в котором, как правило, сопоставляются резко отличные по смыслу слова или группы слов. Например, «великий человек на малые дела».

Антропология — 1) естественнонаучная — теория происхождения и эволюции человека в мире живых существ; 2) философская — философия человека, выделяющая в качестве своего предмета проблему собственно человеческого бытия, природы человека и человеческой индивидуальности, смысла его существования.

Апокалипсис — пророчество о «конце света», содержащееся в Евангелии от Иоанна.

Архетип — термин, получивший широкое распространение в связи с аналитической психологией К.Г. Юнга. Первоначально архетип — образ, прообраз, начало. Согласно Юнгу, архетипы изначально встроены в психику человека и проявляются в ней через стереотипы поведения, массовые клише и штампы.

Бессознательное — психическая жизнь человека, протекающая без участия сознания; мотивации человека, не проходящие через сознание и трансформирующие или искажающие сознательные мотивы поведения, навязывающие автоматизмы поведения.

Благо — то, что имеет положительное значение, ценно для телесного и духовного развития человека, удовлетворения его потребностей.

Бытие — сущее. Категория бытия охватывает материально-вещное, объективно-идеальное, мир личности. Соответственно этому в философии развертываются платформы материального, идеального и экзистенционального существования.

Вера — слово происходит от индоевропейского «вар», что означает жар, а также близко к «вервь» — веревка, соединяющая человека и Бога. Позиция веры принимает что-либо без доказательств и предшествует знанию.

Верификация — доказательство, подтверждение; процедура, способ проверки истинности гипотез и теорий через опытные данные, полученные с помощью наблюдения, измерения или эксперимента.

Воля — способность направлять усилия сознания. Воля, согласно Платону, наряду с разумом и чувствами является составной частью души. Воля может пониматься как разумная и изначально добрая, как нейтральная по отношению к моральным ценностям или как разрушительная и агрессивная. Положенная в начало бытия, воля становится метафизическим абсолютом и тогда любой человеческий поступок будет рассматриваться как максимально волевой, слабо-волевой, безволевой.

Всеединство — философский принцип, выражающий единство бытия, взаимопроникнутость и раздельность его частей, их тождественность друг другу через общую принадлежность целому при сохранении качественной специфики отдельных частей. Принцип всеединства в его софиологическом варианте развивался В. Соловьевым. Всеединство подразумевает наличие софийного бытия, отличного как от божественного, так и от природного, и выполняющего функцию связующего звена между ними. В нравственности всеединство схватывается как абсолютное благо, в познании — истина, в материи — красота.

Гипотеза — теоретическое предположение, сформулированное на основе ряда фактов, имеющее вероятностный характер и нуждающееся в доказательстве, в ходе которого она превращается в истинную теорию или становится заблуждением.

Глобальные проблемы — совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит само его дальнейшее существование и социальный прогресс: угроза термоядерной войны, возрастание социально-экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами, сохранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре, загрязнение окружающей природной среды (экологическая проблема), стремительный рост населения в развивающихся странах, не обеспеченный продовольственными ресурсами (демографическая проблема), СПИД и т.д.

Глобальные проблемы вызваны к жизни стихийностью действия механизмов регуляции общества, ускоряющимся техногенным развитием современной цивилизации, неравномерностью исторического процесса, все большей взаимосвязанностью промышленного, экономического, политического и т.д. развития государств мирового сообщества.

Гносеология (от греч. gnosis — знание и logos — слово) или теория познания — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Она может быть рационалистической, эмпирической, сенсуалистической, дуалистической.

Гражданское общество — характеристика взаимосвязи общества и государства, возникающей и развивающейся в недрах индустриального общества: 1) общество экономически и политически свободных граждан, в отличие от подданных традиционного общества; 2) общество свободной конкуренции во всех сферах жизнедеятельности общества; 3) общество добровольно организованных и спонтанно возникающих первичных самоуправляющихся общностей людей (семья, ассоциации, корпорации, профессиональные, творческие, спортивные, конфессиональные и т.п. союзы и объединения); 4) общество конституционно-правовых гарантий и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Гуманизм (человечный, человеческий) — система воззрений признающая человека в качестве высшей ценности развития общества и истории. В узком значении под гуманизмом понимают культурное движение эпохи Возрождения (Европа XIV-XVI вв.). Гуманизму противостоит религиозная позиция, ставящая Бога выше человека, а также философия объективизма. Гуманизм, согласно Хайдеггеру, излишне субъективирует мир, подстраивает его под человека.

Дедукция — метод получения частных выводов (посылок) путем восхождения от общего к единичному.

Действительность — то, что существует реально, объективно: 1) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений; 2) совокупность всех реализованных возможностей.

Детерминизм — философский принцип, утверждающий объективность и закономерность связей и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира. Формы детерминизма: причинная детерминация, функциональная зависимость, отношения симметрии, корреляции и т.п.

Деятельность — специфически человеческий способ отношения к миру, предметно-творческого преобразования действительности в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеалами человека. В ходе деятельности человек, сообразуясь с законами природы и общества, не только реализует поставленные цели, но и развивает собственные социальные силы, создает предметно-целостный мир культуры.

Диалектика — теория наиболее общих законов развития природы, общества и мышления, претендующая на роль универсального метода мышления и действия. Центральное место в диалектике принадлежит идее диалектического противоречия как источника самодвижения и саморазвития объекта; диалектическое противоречие понимается как единство противоположных сторон объекта, одновременно и предполагающих, и исключающих друг друга.

Дуализм (два, двойственный) — философская позиция, признающая в противоположность монизму, равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — идеального и материального, духа и материи.

Дух (бог, божество) — в философии понятие, означающее нематериальное начало. К духу относится все то, что приобщает человека к миру идей и относится к этому миру. Духовным называют человека, который в своих поступках ориентирован на абсолютные, положительные, нематериальные ценности. При этом можно быть необразованным, мало информированным, но оставаться человеком духовным. Духовное и душевное здесь сближаются. В философии Гегеля абсолютный субъект проходит в своем развитии стадию духа, которая находится между стадией разума и религии, а завершается этапом абсолютного знания. Традиционное понимание духовного в современном мире сводится к представлению и вычленению в культуре универсальных общечеловеческих ценностей. Сложность вызывает смешение философского и религиозного употребления слова «духовное». В христианстве — Дух — третья ипостась Божественной Троицы.

Душа — понятие, использовавшееся в истории философии для обозначения внутреннего духовного мира человека, иногда — как синоним феномена психика.

Евразийство — философско-политическое направление в отечественной мысли, объясняющее своеобразие культуры и истории развития России особым географическим положением — на материке Евразии, символизирующим единство Востока и Запада.

Заблуждение — непреднамеренное несоответствие суждений, высказываний познаваемому объекту, знания — действительному положению дел; источник заблуждений — ограниченность знания, неразвитость практики, абсолютизация тех или иных сторон познаваемого объекта или самих методов познания и т.п.

Западничество — идейное движение, возникшее в 30-50-х гг. XIX века, решавшее проблему противо— и сопоставления России и Запада с позиций признания ведущей и моделирующей роли социокультурного развития западноевропейской цивилизации, сопряженного с системой либеральных и гуманистических духовно-практических ценностей, секуляризованной культурой и рационалистических ценностей, рационалистическим мышлением. В философский кружок «западников» входили или примыкали к нему В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.

Знак — предмет, явление, событие, символ, выступающие в качестве представителя другого предмета. Знак обладает значением. Значение, согласно Ф. Де Соссюру, это отношение между внешней стороной знака — «означающим» и «означаемым», смысловым содержанием знака. Означающее и означаемое — две стороны знака, как две стороны одного листа.

Знание — определенным образом организованная информация (совокупность сведений) о мире — в виде различного рода теорий, произведений искусства и т.п. Знание всегда рецептурно, технологично, т.к. указывает и описывает возможные способы действия с объектами.

Идеал — высшая цель стремлений, совершенный прообраз действительности, возвышенный и прекрасный образец, выбор, признание и следование идеалам, общественным и индивидуальным, выражают существо культуры общества или отдельного человека.

Идеальное — понятие, обозначающее характерные свойства чувственных образов, идей, идеалов, среди которых важнейшими являются: 1) непротяженность и невещественность; 2) содержательное сходство образа и сопряженного с ним предмета; 3) способность образа (идеи) становиться состоянием субъективного мира человека и информировать его об объективном мире, его сущностях и явлениях. Идеальное не только выражает реальный мир вещей и явлений, но и активно формирует и преобразует его, тем самым идеальное выступает как формы культуры, осваиваемые индивидом в процессе его деятельности.

Идентификация — отождествление чувства общности человека с объектом или другим человеком.

Идея — это смысл вещи, идеал вещи, закон вещи, невещественный прообраз всякого предметного существования.

Индивидуальность — своеобразная целостная система свойств и качеств, выражающих сущность отдельного индивида; уникальное, неповторимое в индивиде, связанное с его автономностью, независимостью.

Индукция (от лат. inductio — наведение, настраивание) — метод исследования, при котором общий вывод делается на основании знаний меньшей степени общности; движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах).

Индустриальное общество — общество, основанное на развитии крупного машинного производства; для него характерна ориентация на постоянно возрастающие объемы производства, потребления, знания и т.п. Это общество с ведущей ролью частной собственности и рынка как основного экономического регулятора общественных отношений, парламентской демократии и личной свободы.

Институт социальный — форма организации и регулирования человеческой деятельности, обеспечивающая устойчивость общественной жизни, состоящая из учреждений и организаций, совокупности норм и образцов поведения, системы поведения и действия в соответствии с этими нормами и установленной иерархией социальных ролей и статусов. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют: экономические институты (банк, биржа); политические (государство, партии); институты науки (академии); воспитательные; образовательные и т.д.

Интерес — побудительная сила человеческой деятельности, выражающая отношение человека или социальной группы к условиям их жизни, форма проявления потребностей человека, группы или общества в целом. В зависимости от предмета интереса говорится о материальных и духовных, научных и художественных, политических и т.д. интересах.

Интуиция — способ постижения истины путем прямого ее усмотрения, без знания ведущих к ней путей, без обоснования, путем доказательств.

Информационное общество — историческая ступень развития цивилизации, более точная характеристика постиндустриального общества с точки зрения его технологической основы — информационно-компьютерной, ведущей к доминированию информационных услуг во всех сферах общества. Социальные характеристики информационного общества — информированность различных социальных групп, доступность информации, эффективность работы служб массовой информации, высокий уровень образованности, широкие интеллектуальные возможности.

Истина — знания, соответствующие своему предмету, правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Основные свойства истины: объективность по внешнему источнику и субъективность по внутреннему содержанию и форме, процессуальность, конкретность, единство относительного и абсолютного.

Картина мира — целостный образ мира. Предполагается, что существует множество картин мира, и все они «нарисованы» по своим собственным законам: картина мира Античности, картина мира Средневековья, картина мира подростков, первобытного человека.

Каузальная связь — причинная зависимость.

Категории — наиболее общие понятия (формы мышления), воспроизводящие основные свойства и отношения действительности и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме. В категориях закрепляется предшествующий опыт человечества. Философские категории выражают всеобщие характеристики объективного мира в его целостности и развитии и одновременно являются ступенями познания, системой регулятивов познания и других видов деятельности.

Коммуникация — передача того или иного содержания (мысли, чувства и т.д.) между людьми или социальными группами через знаки, тексты и другие носители информации; социальный процесс, связывающий между собой социальных субъектов деятельности и общественных отношений.

Конкретное — философская категория, выражающая вещь или совокупность вещей в единстве всех своих сторон и связей, которые отражаются в познании как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). Конкретное — единство многообразного, синтез разносторонних определений, противоположно абстрактному.

Космизм — позиция, согласно которой дальнейшее развитие нашей цивилизации возможно лишь при достижении гармонии между человечеством и природой, понимаемой широко (как Космос), гармонии на основе экологии и нравственности. Различают космизм религиозно-философский (Н. Федоров, С. Булгаков, И. Ильин) и естественнонаучный (К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский). Естественнонаучный космизм рассматривает происходящее на Земле в тесном единстве с космическими процессами.

Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в результатах деятельности, в системе социальных норм и институтов, ценностей и идеалов; вне— и надбиологически выработанный механизм адаптивно-даптирующей (приспособительной через преобразование) деятельности человека. Культура не существует вне своего носителя — человеческого индивида как представителя общества, личности и индивидуальности. Индивид усваивает культуру через язык, воспитание, общение. Картина мира, оценки и идеалы, потребности и интересы и т.п. передаются человеку через традиции, овладевая которыми, он осваивает, а затем и изменяет культуру.

Контркультура — понятие, предложенное американским социологом Т. Роззаком для характеристики воззрений «хиппи» и «новых левых», заявивших о своем вызове всем общественным институтам.

Космогния — учение о происхождении космических объектов, систем.

Космология — учение о Вселенной как целой и космической системе, как ее части.

Либидо — одно из основных понятий психоанализа, означающее бессознательные сексуальные влечения, более широко — желания, стремления, страсть. По З. Фрейду, либидо выражается в различных символических формах научного и художественного творчества, не осознаваемых человеком. По К. Юнгу, либидо-психическая энергия, волевой порыв для преодоления трудностей и препятствий.

Личность — человеческий индивид как субъект деятельности и общественных отношений, носитель устойчивых социальных черт и ролей, характеризующих индивида как члена того или иного общества, социальной группы, общности. В первоначальном значении термин личность (персона) означал маску, при помощи которой актер в древнегреческом театре исполнял определенную роль (ср. личина у скоморохов). Каждый индивид как личность — результат существующих общественных отношений и предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания.

Логос (греч. logos — слово, мысль, разум, закон) — термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию.

Ложь — преднамеренное возведение заведомо не соответствующих действительности обстоятельств и представлений в истину.

Манихейство — религиозное учение, основанное в III в. Мани. В его основе лежит учение о борьбе добра и зла, свет и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Осуждено христианством. Оказало влияние на дуалистические ереси.

Маргинальность — пограничность, периферийность социального явления по отношению к традиции. В истории культуры маргинализм существовал всегда, однако только в ХХ веке маргинальность сама для себя стала теоретической проблемой. Маргинализм выявляет «слабые места» и границы всего нормального и классического в культуре. Маргинализм проявляется в деятельности маргинальных художников, поэтов, «социально отверженных» представителей шизофренического дискурса.

Материя (от лат. вещество) — первоначально под материей понимается первооснова всех вещей и явлений, то, из чего все состоит. В системах объективного идеализма материя понимается как физический мир, сотворенный нематериальной субстанцией (Богом, Абсолютной идеей и т.п.) из ничего и извне. В субъективном идеализме материя — внешняя проекция человеческих ощущений. В диалектическом материализме — объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. Здесь материя несводима к каким-либо ее конкретным видам или свойствам, она выступает как всеобщая и абсолютная субстанция, причина самой себя.

Ментальность — смыслонесущие конструкции человеческого сознания, базовые ценности и установки человека, группы, народа, определяющие характер мышления и поведения. Ментальность формируется длительным историческим развитием народа, закрепляясь и передаваясь через язык, традиции, обычаи; для ментальности характерны нерефлексивность, стереотипность, консервативность.

Метафизика — в широком смысле философия вообще. Под метафизикой у Аристотеля подразумевается наука, изучающая высшие причины бытия. С XIX в. метафизика выступает в значении антидиалектики, т.е. как методология.

Метод — совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная функция — организация и регуляция деятельности, как познавательной, так и практической.

Методология — учение о методе, общая теория метода. Зачатки методологических знаний обнаруживались уже на ранних ступенях развития человечества. Так, в Древнем Египте геометрия выступала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей. Важную роль при этом играла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их последовательности, выбору наиболее эффективного способа действия. С развитием производства, техники, искусства, науки и культуры в целом методология становится предметом специальной теоретической рефлексии, формой которой становится, прежде всего, философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделение в ней условий, структуры и содержания знаний, а также путей, ведущих к истине.

Мировоззрение — система взглядов, принципов, убеждений относительно мира и места человека в нем, совокупность ценностных ориентаций, установок на восприятие мира и отношение к нему. Парадокс мировоззрения заключается в том, что видящий мир со стороны сам принадлежит этому миру. Мир, который включает в себя чувства человека, эмоции, тело человека, конкретные условия жизни, не позволяет «видящему» полностью отстраниться от мира.

Миф (сказание, повествование, рассказ). Традиционное понимание мифа связано с повествованием о начале мира, о первых героях и их подвигах. Современное понимание мифа сближает его с «картиной мира», и в этом смысле одновременно существует множество непересекающихся между собой мифов. «Реальность, в которой живут» — такое общее определение мифа дал Б. Малиновский.

Модернизации теория — теория путей и закономерностей преобразования традиционного общества в современное, слаборазвитого аграрного — в промышленно развитое. Сегодня в теории модернизации предлагается учитывать не только моделирующее значение технологий, экономических и политических институтов более развитых (западных) обществ, но и специфику социокультурного развития, особенности цивилизации стран, вступивших на путь коренного обновления общественных отношений. Как показывает исторический опыт, сведение модернизации только к технико-технологическим заимствованиям вне изменения массового типа личности, обрекает ее на провал, отвержение ценностей, сформировавшихся на иной национальной основе.

Монизм — философская концепция построения системы на основе одного принципа; признания единственности субстанции, лежащей в основе мира.

Наука — специфическая форма духовной деятельности человека, обеспечивающая получение нового достоверного знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса. Наука, как социальный институт, включает в себя научные институты, научные школы, экспериментальные лаборатории, систему подготовки кадров и т.д.

Натурфилософия — философское направление, предметом изучения которого выступает природа.

Нация — историческая форма общности людей, возникающая при переходе от аграрно-феодальной раздробленности к индустриально-буржуазному обществу. Она характеризуется единством географического местонахождения, единой экономической основой, единством культуры и языка, национального менталитета и самосознания.

Необходимость — внутренняя закономерность вещей, явлений, процессов; то, что всегда происходит при определенных условиях.

Неокантианство — направление философской мысли конца XIX — начала XX вв., призывавшее «вернуться» к И. Канту и выступавшее с более последовательных идеалистических позиций (например, отрицание кантовской «вещи в себе»).

Неотомизм — официальная философская доктрина католической церкви. Энцикликой папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм провозглашен единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам.

Неявное знание — навыки и умения познавательной деятельности, невыразимые средствами языка, передаваемые через непосредственное научение; они имеют инструментальный характер и воплощаются в схемах действия и восприятия тела, практического мастерства.

Нигилизм (от лат. ничто) — философская позиция, базирующаяся не на положительном утверждении идей и их оснований, а на их отрицании. В узком смысле нигилистом может быть назван человек, отрицающий общепринятые ценности. В широком смысле нигилизмом называют движение европейской философии от Платона до Ницше. Проявления нигилизма — кризис культуры, абсурдное мировоззрение, отрицание метафизики, отчуждение, массовая культура.

Норма (правило, образец) — предписание, образец поведения или действия, мера заключения о чем-либо, мера оценки. Норма повелевает действовать или думать определенным образом. В разных сферах человеческой деятельности возникает потребность решения задач, выработки стандартов, соизмеряющих и связывающих различные действия, их воплощение и реализацию. Нормы состоят из 4-х основных элементов: 1) содержание — действие, являющееся объектом регуляции (познавательное, практическое); 2) характер — разрешение, предписание или запрещение; 3) условия применения, т.е. обстоятельства, при которых должно или не должно производиться действие; 4) субъект, которому адресована норма. Многообразию видов человеческой деятельности соответствует многообразие норм: нравственных, правовых, технических, религиозных и т.п.

Общая теория систем — один из широко практикуемых в последнее время принципов и методов познания, в основе которых лежит рассмотрение группы объектов как единого целого, т.е. системы.

Общее дело — задача сохранения, совершенствования и восстановления жизни. Данную задачу сформулировал Н. Федоров. Под восстановлением жизни Н. Федоров понимал реальное воскрешение всех умерших людей. Для выполнения данной задачи Н. Федоров предлагал объединить усилия естественной науки и религии.

Общение — форма взаимодействия между людьми, в ходе которого они обмениваются информацией, опытом, чувствами и переживаниями, результатами деятельности. Общение выступает как способ воспроизводства любой человеческой деятельности и общественных отношений и как способ формирования человеческой личности и индивидуальности, достижения понимания между людьми.

Общество — общность человеческих индивидов, объединенных совместной целенаправленной деятельностью и системой отношений, возникающих из совместной деятельности; исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей как обособленной части природного мира.

Объект — все то, на что направлена познавательная или практическая деятельность человека; вещь, которая противостоит субъекту.

Оккультизм — учение, признающее существование в мире тайных, недоступных научному исследованию и многим людям феноменов и разрабатывающее «практические способы» взаимодействия с ними.

Онтология — философское учение о бытии.

Отчуждение — процесс превращения своего в чужое. Отчуждение связано с тем, что в процессе деятельности человек вынужден фиксировать результаты своей деятельности предметно или в языке. Впоследствии эти предметы начинают жить самостоятельной жизнью и выступать по отношению к своему автору и создателю как чужие. К. Маркс видел причины отчуждения в наличии частной собственности и противоречиях труда, полагая, что в коммунистическом сообществе отчуждение возможно преодолеть. В марксизме отчуждению противостоит освоение и распредмечивание. Различные философские школы по-разному предлагают решать проблему отчуждения: через художественное творчество, через соавторство произведению и тексту, через «выход за пределы человека», через революционную (в том числе «шизофреническую» и «маргинальную» деятельности). Религиозное решение проблемы отчуждения решается ответом на вопрос о спасении души человека, т.е. возможностью восстановления единства с Богом.

Пантеизм — религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и материальный мир. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков, в натурфилософии Возрождения и материалистической системе Б. Спинозы, который отождествлял понятия «Бог» и «природа».

Парадигма — система устойчивых и общезначимых норм, методов, схем познавательной деятельности, принятых в научном сообществе на каждом этапе развития науки; ими руководствуются в качестве модели, стандарта при решении научных проблем. В период научных революций старые парадигмы разрушаются и заменяются новыми.

Плюрализм (множественный) — принцип, предполагающий: 1) в методологии — признание множества равноправных типов знания, конкурирующих теорий, применения разных методов без абсолютизации любого из них; 2) в политике — многопартийность, соперничество на равных условиях различных политических партий и движений; 3) в идеологии и духовной жизни — свобода совести и вероисповедания, равноправие различных мировоззренческих ориентаций.

Позитивизм — философское направление, объявляющее единственным источником истинного знания результаты конкретных наук и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Познание — человеческая деятельность, направленная на получение и обновление знаний, создание понятий, схем, образов, теорий, раскрывающих законы природы, общества и внутреннего мира человека.

Понимание — состояние сознания человека, при котором он: 1) определяет место вещи (предмета, явления) среди других вещей (и т.д.), причины, ее породившие, и законы ее функционирования; 2) открывает смыслы другой личности, иной субъективности. Понимание достигается через диалог, вербальными и невербальными средствами, через отождествление себя с другим и при этом сохранении внутренней дистанции с другим «Я».

Постмодернизм — позиция ряда философов, литературоведов, художников и поэтов ХХ в. Постмодернизм называют «духом современности». Признаки постмодернизма: использование в своих произведениях цитат других авторов (пастиш), ироничность, антиметафизичность. Постмодернизм отказывается от вопроса об истинности реальности в пользу текста и языка, от авторства в пользу читателя и процесса чтения, от видения истины в пользу ее слышания и письма об истине, от вопроса о сущности человека в пользу описания человека с различных сторон.

Прагматизм — субъективно-идеалистическое философское течение, в котором истина трактуется как практическая полезность, удовлетворяющая субъективные интересы индивидов.

Праксеология — теория практической деятельности в соответствии с определенными методологическими принципами.

Практика — чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование действительности, противоположная теории.

Предрассудок — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия, стереотипы, заблуждения.

Проблема — знание о незнании, неразрешенная задача, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Научная проблема выражает противоречие между фактами и теорией, между старой и новой теорией и т.п.

Прогресс — 1) поступательное движение вообще; 2) развитие к лучшему, более совершенному, восхождение по ступеням развития от низшего к высшему.

Психика — свойство высокоорганизованных животных и человека взаимодействовать с окружающей средой путем переработки информации в мозгу и выработки моделей поведения для ориентации и приспособления к действительности.

Разум — высший уровень рационального познания, для которого характерна способность творческого оперирования абстракциями, постижение сущности вещей, их законов и противоречий.

Рассудок — мышление в категориях формальной логики, образующее понятия, суждения, умозаключения; способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, классифицировать и систематизировать в пределах заданных схем, шаблонов, стандартов.

Рациональность — форма отношения человека к миру, прежде всего познавательного, по законам рассудка и разума, моделирующим мир в определенной системе понятийных конструкций, выражающих целесообразность, продуктивность, закономерность.

Религия (связывать разорванное, воссоединять) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т.е. такого начала, которое находится за чертой «естественного» и недоступно пониманию человека.

Религия включает в себя Церковь — сообщество верующих, обряды и культы, направленные на общение с Богом. Традиционно религиозные проблемы и вопросы стали предметом философского анализа. Например: вопрос о творении мира, вопрос о свободе человека, вопрос о происхождении человека. Существует множество национальных религий и три мировых: христианство, буддизм, ислам.

Релятивизм — теоретическая установка, согласно которой преувеличивается момент относительности и изменчивости в познании и деятельности (гносеологический, этический, культурный и т.п. релятивизм).

Рефлексия (обращение назад) — направленность мышления на осмысление своих собственных оснований, предпосылок и форм: деятельность самопознания. Рефлексивное познание движется от предмета к его образу в сознании и дальше к тем основаниям, которые делают этот образ возможным именно в таком виде.

Речь — экзистенциальное проявление (выражение) языка.

Ризома (корневище, грибница) — термин постструктурализма и постмодернизма, который в качестве метафоры противостоит «структуре» и всякой другой строгой иерархии. Ризома выступает образом и символом современного мира: она не имеет стержня (основания, ствола), лишена бинарных оппозиций, все ее части и элементы зависимы друг от друга и взаимозаменяемы. Ризому можно сравнить с «упорядоченным хаосом» и лабиринтом без выхода.

Сакрализация — освящение, приобщение к миру религиозного, священного.

Самосознание — осознание и оценка человеком самого себя, своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа. Самосознание свойственно не только индивиду, но и группе, обществу в целом, когда они выходят на понимание своего положения в обществе, своих интересов, ценностей и идеалов.

Свобода — возможность выбирать по своему желанию и в соответствии с собственной волей формы жизнедеятельности, осознавая их последствия и свою ответственность за сделанный выбор.

Секуляризация — противоположное сакрализации. Также освобождение от церковного влияния.

Семиотика или семиология — наука, изучающая различные знаковые системы. «Семиотика» — более широкое понятие, чем «семантика», которая изучает вопросы значения элементов языка.

Символ (знак, опознавательный предмет) 1) в науке (логике, математике) — то же, что и знак; 2) в искусстве — универсальная эстетическая категория, раскрывающая через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака, и аллегории — с другой. В широком смысле — это образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многообразностью образа.

Синтез — метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета исследования в единое целое.

Система — совокупность взаимодействующих между собой элементов, образующих определенное единство, целостность. Целостность означает несводимость свойств системы к сумме свойств ее составляющих; элемент сам по себе может быть сложным единством — далее неразложимым он принимается в рамках данной системы; системность предполагает взаимоотношения целого и его элементов с внешней средой.

Славянофильство — идейное движение в России, возникшее в 30-х годах XIX в. Основатели: И.В. Киреевский, К.С. и В.С. Аксаковы, А. Хомяков, Ю.Ф. Самарин. Старались определить место славянского мира и России во всемирной истории, противопоставляли их Западу: 1) по принципу социальной связи — как сборную коллективность «механической ассоциации»; 2) по церковной традиции — как внутреннее соединение с Богом внешнему служению. Делался вывод об исчерпанности Европы в роли мирового лидера и грядущем торжестве славяно-русской культуры, когда будет реализован смысл истории — воплощение всечеловеческого церковного идеала — мистически соборного сообщества, пронизанного духом всеединства, любви и братства.

Смысл — содержание того или иного выражения (знака, слова, предположения, текста); в философской традиции и формальной логике — то же, что и значение, раскрывающееся в коммуникации, диалоге.

Сознание — высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

София — премудрость Божия — термин русской философии. У В. Соловьева София — это природа в Боге, первая материя. Софию следует отличать от мировой души, которая порождает в Космосе раздельность и вражду. София, сливаясь с Логосом, гармонизирует Космос, проявляясь в виде Церкви, Богочеловечества и вечной женственности. Трубецкой Е.Н. понимал Софию, как силу и мудрость Божию, неотделимую от Него. Для Флоренского П.А. София — это тварное бытие, с точки зрения замысла о нем Бога. Булгаков С.Н. считал, что София — это «начало путей Божиих, ангел твари, образ, идея, имя Бога».

Структура (строение, расположенность) — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. Рассматривать предмет с точки зрения структуры — значит рассматривать его как устойчивый и определенный.

Субкультура — понятие, предложенное Чикагской социологической школой (США) для обозначения типов мышления и поведения, отличных от господствующего в данном обществе или социальной среде. Также — самостоятельная культура меньшего объема в культуре большего объема.

Субъект — носитель целенаправленного действия, познавательного или практического (индивид, группа, общество, человечество).

Существование — значение этого термина варьируется в зависимости от философской школы, которая его употребляет. Если традиционно существование означало внешнюю сторону предмета и было близко к природе и материи, то в философии ХХ века под существованием часто понимают человеческое существование, а именно — экзистенцию.

Сциентизм — абсолютизация роли науки и технического развития в обществе вообще и роли точных наук в современном духовном производстве в частности.

Творчество — продуктивность человеческой деятельности; способность создавать новое, ранее не существовавшее, удовлетворяющее потребности общества и развивающее сущностные силы человека, его способности и мастерство.

Телеология (греч. teleos — цель, logos — учение, слово) — религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

Теология — учение о происхождении богов.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности — объекта данной теории. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, в которой существует логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности базовых утверждений и понятий, подведение фактов под законы.

Теоцентризм — религиозное учение, ставящее во главу угла идею бога и рассматривающее сквозь призму этой идеи все остальные явления окружающей действительности.

Техника — способ добиваться чего-либо, создавать; система искусственных органов и средств человеческой деятельности; знание о способах и средствах деятельности. Техника, как особый вид знания, в широком смысле слова есть «знание — как», в отличие от научного «знание — что», т.е. направлено на эффективное действие.

Технократия — высший слой инженерно-технической интеллигенции на Западе, ориентированный в процессах принятия производственных и управленческих решений в основном на технические критерии.

Технофобия — негативная фетишизация техники, усматривание в ней источника всех социальных бедствий.

Традиционное общество — общество, основанное на господстве традиций в воспроизводстве схем человеческой деятельности, форм общения и культурных образцов. Традиция выступает главным способом передачи социального опыта, подчиняющего себе личностное развитие индивидов, препятствующего творчеству, новациям.

Традиция — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени, — определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

Факт (от лат. сделанное, свершившееся) — различаются объективные и научные факты. Под объективным принято понимать некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой деятельности или познания. Научный факт — это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого — искусственного или же естественного — языка.

Фальсификация — методологическая процедура, посредством которой устанавливается ложность гипотезы — через сокращение границ реальной применимости гипотезы — выявление таких условий опыта, при которых гипотеза опровергается некоторыми фактами.

Фатализм — вера в судьбу, предопределение, рок; мировоззрение, утверждающее неотвратимость наступления какого-либо события, исключающее свободу выбора и случайность. Идет ли речь о природных условиях или условиях, создаваемых людьми, эти условия рассматриваются как порядок, предопределяющий человеческую деятельность и ее результаты.

Федеизм — учение, стремящееся обосновать примат веры над разумом, религии — над наукой.

Феномен (от греч. являющееся) — понятие, означающее 1) явление, постигаемое в чувствах; 2) то, что противостоит ноумену, т.е. разумному. Феномен здесь — чувственно постигаемое. Рассмотреть что-либо в качестве феномена, значит описать предмет так, что в итоге он «сам себя покажет» со всех сторон. В понимании феномена современная философия разрешает классическое противоречие между субъектом и объектом.

Философия — форма духовно-практической деятельности человека, направленная на осмысление основных проблем его бытия, на определение возможностей и границ человеческой самореализации в отношениях людей с природой, обществом и самими собой, на поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания.

Фрейдизм — философско-антропологическое учение З. Фрейда, сформулированное на основе психоанализа; совокупность различных течений, стремящихся объяснить разнообразные явления культуры, общества и человека с позиций учения З. Фрейда.

Цель — представляемое или желаемое будущее состояние, результат, событие. Цель в интеллектуальной форме является одним из определяющих моментов деятельности.

Ценность — характеристика объектов и процессов действительности, имеющих положительное и отрицательное значение для жизни человека. Ценностное отношение возникает в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека, группы, общества. Субъективность человека, многообразие форм его жизнедеятельности порождают многообразие ценностей и различные подходы к ним. Ценности имеют исторический характер, взаимодействуя с изменяющимся содержанием и формами жизни.

Цивилизация — 1) собственно социальное развитие общества, возникающее в связи с общественным разделением труда и появлением классов, государства, города, денег, письменности, индивидуально-личностного развития человека в отличие от естественной формы общественных отношений первобытного общества (по полу и возрасту); 2) исторически сложившееся своеобразие, неповторимость социокультурного развития народа или их группы в границах определенного географического пространства, проявляющиеся в особенностях их ментальности.

Эволюция — понятие, применяемое для характеристики процесса развития в органических системах, ведущего к изменению уровня организации данной системы; понимается как постепенное изменение количественных параметров, которые приводят к глубоким качественным изменениям системы в целом.

Эвристика — синтетическая теория творческого мышления, помогающая находить принципиально новые решения.

Экзистенция — в философии экзистенциализма экзистенция, как подлинное человеческое состояние, противостоит неподлинному. Экзистенция проявляется в свободном, ответственном выборе человеком каждого, даже самого незначительного поступка, а в итоге — всей судьбы. Как подлинное состояние человека экзистенция противостоит инерции разума, воли и авторитета.

Эмпирическое — уровень познания, ориентированный на опыт. Для эмпирического познания характерны: сбор фактов, их первичное обобщение и описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация при помощи сравнения, измерения, анализа и индукции.

Эсхатология (греч. escatos — последний и logos — учение, слово) — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. Если апокалиптика (откровение) дает интуитивное знание последних времен, то эсхатология говорит о них рационально.

Этнос — совокупность характеристик духовно-психологического склада и уклада жизни отдельных национальных общностей.

Язык — система знаков, служащая средством человеческого мышления, выражения, общения, коммуникации. Язык представляет собой настолько самостоятельное образование, что многие языки непереводимы друг на друга полностью, например: язык детей на язык взрослых, язык одного мифа на язык другого, язык поэзии на язык прозы.

Литература, использованная при составлении словаря и учебно-методического пособия

1. Практикум по философии (задачи и упражнения) Составитель В.А. Мейдер. 1999.

2. Русская философия: Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995.

3. Словарь Античности / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989.

4. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов н/Д., 1996.

5. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. М.: РАН, 1996.

6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт. М.: Прогресс, 1986.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

8. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

9. Человек и общество: Словарь-справочник. Ростов н/Д., 1996.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: