Общая характеристика античной философии. Милетская школа

Античной философией называют совокупность фило­софских учений, развившихся в древнегреческом и древ­неримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э.

Этапы развития античной философии:

1. Ранний (досократический) — VII — V вв. до н. э.;

2. классический (сократический) — середина V — ко­нец IV вв. до н. э.;

3. эллинистический — конец IV — II вв. до н. э.;

4. римский — I в. до н. э. — VI в. н. э.

Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр.

Главные трудности, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Способ философствования - декларирование собственных взглядов, перевоплощение их в догму.

Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Философы этого периода также пробовали объяснить сущность природы и Космоса, но сделали это глубже "досократиков":

* меньше уделяли внимания поиску первоначала;

* выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего;

* допускали роль богов и идей в разработке природы и Космоса;

* положили начало спору меж материализмом и идеализмом;

* показали энтузиазм к проблеме человека, общества, страны;

* от декларативно-догматического способа философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

* внесли вклад в развитие логики.

Для эллинистического периода типично: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

* кризис античных моральных и философских ценностей;

* понижение ужаса перед богами и другими сверхъестественными силами, уважения к ним;

* отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

* поиск физической и духовной опоры в самом себе;

* рвение к отрешению от реальности.

более известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранешние христиане.

Для философии римского периода было типично:

* взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий;

* фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну -- античную философию;

* влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

* маленькое внимание к проблемам окружающей природы;

* завышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

* расцвет эстетики;

* расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности;

* преобладание идеализма над материализмом;

* все более нередкое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

* завышенное внимание к проблеме погибели и загробной жизни;

* рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

* постепенное слияние античной и христианской философий, их перевоплощение в средневековую теологическую философию.

Общая характеристика античной философии трудна в понимании и осмыслении. Это связано с проблемами понимания и осмысления данной философии. Основные проблемы античной философии связаны со своеобразием данного исторического периода, а также с длительным этапом ее развития. Зачастую историки и исследователи философской мысли сталкиваются с десятками мнений разных философов по поводу одного и того же явления. Это связано с неоднозначностью античной философии. Общая характеристика античной философии также затруднена из-за недостаточной степени изученности. Скудная изученность связана с отсутствием документальных сведений об определенном периоде развития философии.

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен

Фалес из Милета (ок. 625—547 до н.э.) — родоначальник ев­ропейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политической.

Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдви­нув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многооб­разие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Он по­пытался найти физическое начало без посредства мифов. Вода как естественное начало оказывается носи­телем всех изменений и превращений, чем была дана «отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее — само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем.

Преемник Фалеса Анаксимандр (ок. 610 — после 540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же оста­ется неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях обра­зования конкретных реальностей. Это вечно живой источник но­вообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Третий представитель Милетской школы — Анаксимен (ок. 585—525 до н.э.). Он полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяе­мости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, обра­зующиеся путем его сгущения и разряжения. Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно фило­софскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее суб­станции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: