double arrow

Глава 3. Античная философия

Существует только один Бог – знания,

и только один дьявол – невежество.

Сократ

1. Античная философия. 2. Милетская школа. 3. Гераклит. 4. Демокрит. 5. Сократ. 6. Платон. 7. Аристотель. 8. Выводы и вопросы для самоконтроля.

Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима. Их культурные достижения по праву считаются основой европейской цивилизации. Именно Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т.д.

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа.

Первый этап, досократический (VII-V вв. до н.э.) философы, работавшие в это время - как назвались досократики. Иногда этот период называют натурфилософским, или ранней классикой. В центре внимания философов этого этапа стояли проблемы физики (природы): объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиск первоначала всего сущего, а метод философствования - декларирование своих взглядов. Превращение их в догму. Основные школы: милетская школа – физики (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Гераклит Эфесский; элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкип).

В качестве особенностей философии этого периода можно выделить: ярко выраженный космоцентризм; повышенное внимание к объяснению явлений окружающей природы; поиск первоначала, породившего все сущее; одушевление неживой природы; доктринерский (недискуссионный характер учений).

Второй этап - классический (сократический) период (середина V - конец IV вв. до н. э.) - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). Его нередко называют пе6риодом высокой классики. Основные направления философской мысли этого периода: философско-просветительская деятельность софистов; развитие философии Сократа и зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля.

В отличие от «досократиков» философы сократического периода меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогически - доказательному; внесли вклад в развитие логики; вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

Третий этап - эллинистический период (конец IV - II вв. до н. э.) - период кризиса (экономический и политический крах) греческих полисов городов и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками. Для этого этапа характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование идей и учений, созданных мыслителями-предшественниками. Основные направления: распространение антиобщественной философии киников (Диаген Синопский – цель учения – не выработка глубоких философских теорий, а обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом – нищенство, одиночество, бродяжничество; зарождение стоического направления философии; деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр.

Особенности рассматриваемого периода:

• кризис античных моральных и философских ценностей;

• снижение страха перед богами и сверхъестественными силами, уважения к ним;

• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;

• поиск физической и духовной опоры в самом себе;

• стремление к отрешению от действительности;

• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

• признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физического и морального).

Четвертый, заключительный этап - Римский (I в. до н. э. - V в. н. э.).

Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 -180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

В обобщенном виде можно сформулировать следующие особенности античной философии:

• взаимовлияние и фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну - античную философию;

• влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

• близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

• повышенное внимание к проблемам человека, общества, государства;

• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

• расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии);

• преобладание идеализма над материализмом;

• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

• рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Поскольку и сегодня отечественная философия тяготеет к классическим образцам, зарожденным в западноевропейской философии древности, постольку целесообразно уделить внимание характеристике философии Древней Греции и Рима (Античной философии).

Обычно начало древнегреческой философиисвязывают, сименем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н. э), конец - с декретом римского императора Юстиниана озакрытии философских школ в Афинах (529 г. н. э.).

Милетская школа - первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Зародилась она в VI в. до н. э. в г. Милете, в Ионии (западное побережье полуострова Малая Азия). Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии.

Основателем Милетской школыбыл Фалес (625-545 в. до н. э.). Купец, философ, гидроинженер и политический деятель. Он считал, что всесущее происходит из воды.По Фалесу,водаявляется основой мира, потому, что, как показывает наблюдение, все рождается из семени, а семя влажное.

Совершив путешествие в Египет и на Восток, он изучил египетскую, вавилонскую, финикийскую науку, особенно математику и астрономию. Он одним из первых познакомил древних греков с достижениями древневосточной науки. Он является автором первой элементарной геометрии. Как ученый он широко прославился в Греции предсказанием полного солнечного затмения, наблюдавшегося в этой стране в 585 г. до н. э. Он по справедливости снискал себе славу мудреца древней Греции.

Естественно-научные идеи Фалесаразвил его ученик и последователь Анаксимандр из Милета (около 610 - 546 гг. до н. э.). Он первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущегоАнаксимандр принял «апейрон» - неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое остается неизменным. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность.

Анаксимандр ввел солнечные часы, сделал модель небесной сферы и составил первую в Греции географическую карту. Учение Анаксимандра – великий образец древнегреческой наивной диалектики и его материалистическое миропонимание выряжает первую попытку естественно-исторического объяснения проблем происхождения природы.

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (588 - 525 гг. до н. э.) - ученик и последователь Анаксимандра. Он развил новые представления о мире. В понимании Анаксимена в качестве первовещества выступает воздух, который в процессе разрежения и сгущения превращается в воду, землю, камни и огонь, то есть возникают различные состояния материи.

Анаксименсделал попытку дать естественно-научное объяснение происхождения Вселенной, устраняет миф о влиянии божественной силы. Он убежден, что Бог не принимал участия в создании мира,

Гераклит (544 - 483 гг. до н. э.) - крупнейший представитель древнегреческого стихийного материализма. Он происходил изаристократического рода города Эфеса (Иония). Изего сочинения «О природе», сохранилось всего 130 фрагментов, на основании которых можно составить представление о его философских, естественно-научных и политических взглядах.

Гераклит считал основой, первоначалом всего мира огонь. Космос, по его мнению, един, а все сущее, никем не сотворенное, всегда было, есть и будет вечно живым огнем, то загорающимся, то потухающим.

Гераклит с полным основанием может считаться основоположником гносеологии (учение о познании). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание, полагая, что истина постигается умом, который познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств.

Гераклит является основоположников объективной диалектики. Весь мир, по его учению, находится в состоянии всеобщего движения и изменения. В представлении Гераклита в одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем. По утверждению философа, в мире все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного.

Вершины своего развития античная материалистическая философиядостигла в творчестве величайшего мыслителя Демокрита. Родился ипрожил большую часть своей жизни в городе Абдеры (Фракия) примерно в период 460 - 370 годов до н. э. Демокритрано увлекся научными занятиями. Он совершил ряд продолжительных путешествий, посетив Египет, Вавилонию, Персию, Индию.

Демокритнаписал множество произведений, которые были посвящены самым разнообразным вопросам математики, астрономии, биологии, антропологии, психологии, медицины, общественной жизни, этики, эстетики, филологии. Недаром К.Марксназывает его первым энциклопедическим умом среди греков. Большинство сочинений Демокритаутрачено. До нас дошли лишь короткие цитаты (около 300), взятые главным образом из его этических трактатов.

Главная заслуга Демокрита в истории философии и науки - это разработка атомической теории строении материи. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. Атомы отделены друг от друга пустотой. Атомы - бытие, а пустота - это небытие. Атомы, то есть частицы материи, неизменны, они вечны, находятся в постоянном движении. Атомы отличаются друг от друга по своей величине и форме. Такое воззрение о сущности атомов сыграло важную роль в истории естествознания и продолжалось вплоть до конца XIX века, когда была доказана сложность строения атомов.

Демокрит был ярким сторонником демократии, пологая, что «лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии». Демократия должна поддерживаться самими гражданами, посредством созданных ими законов.

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры.

Сведения о Сократеи его идеях дошли до нас исключительно в изложении его учеников, так как сам он за всю свою жизнь не написал ни строчки. Сократ подчеркивал, что он не любит книги потому, что им нельзя задавать вопросы и поэтому живой диалог ставил неизмеримо выше того, что написано. Философия Сократа касалась, прежде всего, человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Сущность человека сосредоточена в его душе, так как она есть «то, чему служит тело». Ценность души состоит в познании.

Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого состоит в том, чтобы установить истину. Истину он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, когда происходит уточнение содержания понятий. Метод субъективной, диалектики Сократ назвал майевтикой (повивальным искусством), так как с его помощью рождается истина в процессе беседы, диалога.

По отношению к материальному миру он был агностиком, полагав, что познать его невозможно; зато доступна пониманию душа человека, в познании которой и состоит суть, предмет философия. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!». Познать самого себя - это для Сократа означает найти общие для всех людей нравственные качества.Определяя добро и зло, он говорил о существовании объективных нравственных норм поведения людей. Счастье и добродетель тождественны, зло - есть незнание добра.

В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамольными» идеями. В результате различного рода интриг он был, в конечном счете, приговорен к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократпринял смерть, выпив яд.

Сократ, по Г. Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также всемирно-историческую личность, который, хотя и посмеивался над глупостью людей, но любил и уважал их.

После казни Сократа один из его лучших учеников Аристокл, получивший за свои широкие плечи прозвище Платон («широкоплечий»), надолго покинул Афины. Тяжело переживая смерть учителя, Платон(427-347 гг. до н.э.) 12 лет странствовал по Средиземноморью, общаясь с крупнейшими учеными и философами. За это время он испытал и почести, и унижения и даже был продан в рабство. Но после того как его выкупили, он вернулся в Афины.

В 386 г. до н.э. основал свою школу - Академию, просуществовавшую более 900 лет. Название школа получила от места своего расположения (она была рядом с рощей, посаженной в честь аттического героя Академа), а члены школы стали называться академиками. На вратах Академиибыло написано: «Профанам в геометрии вход воспрещен».

Философское наследие Платонаобширно. Оно составляет 34 произведения, которые почти целиком сохранились и дошли до нас. Эти произведения написаны в основном в форме диалога, а главным действующим лицом в них по большей части является Сократ.

Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Идея - центральная категория философии Платона. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в работах - «Пир», «Закон», «Федон» и «Федр».

Материальный мир, согласно Платону, является лишь «тенью» и произошел oт мира идей. Он полагал, что существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», которые находятся «поверх физическою космоса». Мир идей вечен (т.е. не порожден) и неизменен (т.е. не разложим).

В вопросах теории познания Платон также был идеалистом. Она изложена в диалогах «Федр» и «Менон». Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, говорит Платон, следует знать смысл вещи, т.е. нужно умом созерцать идеи.

Платон развит диалектику Сократа (индукция, ирония, майевтика). Проблемы диалектики Платон рассматривает в диалоге «Парменид». Платон определил диалектику как искусство вести устную речь, искусствоставить вопросы и отвечать на них. При всей ограниченности диалектики Платона в ней содержатся и элементы, сближающие ее с идеалистической диалектикой Гегеля.

Значительное место в философии Платона уделено человеку, который являет собою единство души и тела. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба.

Душу человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой - тянет к земле. Разум уравновешивает эти два стремления.

Общественно-политическим вопросам Платонпосвятил два наиболее обстоятельных своих произведения, написанные в годы зрелости «Государство» и «Законы». По мнению Платона, «идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством.

Такое «идеальное государство» Платонпротивопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному, управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свею работу, и им не место в органах государственного управления. Охранять государство должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом. Ему принадлежит первая типология государств: монархия как полагал Платон – справедливая власть; тирания - несправедливая власть; аристократия – справедливая власть меньшинства; демократия – справедливая власть большинства; тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных, вождей. И, последний тип, - государство будущего, в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах.

Философия Платона и особенно его представления о государстве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но и последующей мировой культуры.

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) - величайший философ Древней Греции родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии. Аристотель был одним из лучших учеников Платона, учился в его Академии, а затем и преподавал в ней.

После смерти Платона он покинул Афины и около шести лет странствовал в малоазийской Греции, пока не получил приглашение македонского царя Филиппа стать воспитателем его тринадцатилетнего сына - будущего великого полководца Александра Македонского. Четыре года спустя пятидесятилетний Аристотель возвращается в Афины и основывает здесь свою философскую школу - Ликей, названную так по имени находившегося рядом храма Аполлона Ликейского.

Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Материя и форма (эйдос). Аристотель вместо платоновского учения об «идеях» выдвигает представление о том, что все сущее происходит и состоит из двух основных начал – «формы» и «материи», то есть он хотел преодолеть ошибки Платона. Решение этой проблемы Аристотель пытался дать в своем учении о материи и форме. Из материи и формы как двух противоположных начал возникают, согласно его учению, все тела природы.

Материя, по определению Аристотеля, есть то, из чего состоит каждая вещь. Форма же придает определенность той или иной вещи, отличает данную вещь от любой вещи другого рода. Форма существует лишь в единстве с материей. Каждая вещь есть соединение материи и формы. Платоновские идеи становятся у Аристотеля формами, внутренне присущими самим вещам.

Теория познания. Учение о логике и категориях. Разрабатывая свою теорию познания, Аристотель исходил из материалистических положений о первичности предметов и явлений внешнего мира и вторичности знаний человека. Согласно его учению, предмет предшествует познанию, которое человек может иметь об этом предмете. Аристотель в отличие от Платона, отрывавшего разумное знание от чувственного «мнения», видел источник познания в чувственном опыте. Сознание человека, его «душу» Аристотель сравнивал с воском, на котором золотое кольцо с печатью оставляет свой знак. Способность ощущать философ считал свойством живых существ, их органов чувств. Кто не ощущает, ничего не знает и ничего не понимает.

К теории познания Аристотеля примыкает разработанная им логика. Логические сочинения Аристотеля были объединены под общим названием «Органон» (орудие для получения знаний). Опираясь на современную ему науку, пересмотрев и обобщив накопленные до него разрозненные знаний о формах мышления, Аристотель в своих трудах глубоко и всесторонне разработал все существенные проблемы логики.

Значительное место в логике Аристотеля занимает учение о философских категориях - наиболее общих понятиях о формах и отношениях бытия. Таких категорий, по Аристотелю, десять: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Он фактически в своих сочинениях в той или иной мере затрагивает почти все категории, которыми пользуются современная логика и философия.

Итак, Аристотель впервые выделяет категории как формы нашего языка и мышления, которые имеют предметный смысл и объективное значение во всех разумных действиях человека. Категории являются необходимым условием истинности нашего знания о мире. Они, будучи формами мышления, в то же время объективно отражают окружающую нас действительность.

Учение о государстве. Аристотельбыл крупнейшим политическим мыслителем древнего мира. Кроме, исследования общефилософских проблем, философ много занимался также разработкой социологических вопросов. Живя в эпоху кризиса древнегреческого полиса он стремился приостановить процесс его разложения.

Учение Аристотеля о государстве представляет собой грандиозное обобщение политического опыта эллинов. Он и его школа создали историю 158 греческих государств. Аристотель критикует проекты «идеального государства» Платона.

Он был сторонником умеренной демократии,то есть такого общественного строя, в котором не получали бы преобладания не слишком богатые, не слишком бедные граждане. В учении Аристотеля рабовладельческое общество является единственно возможным и наилучшим государственным строем.

Аристотель выделял шесть форм государства. Три из них он считал правильными: монархию, аристократию и политию и три - неправильными: тиранию, олигархию и демократию. Наилучшей из правильных форм государства является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.

Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философии на тысячелетия, продолжая оставаться и сегодня достаточно актуальной. Хотя развитие античной философии продолжалось и после Аристотеля, однако по справедливому замечанию А.Ф. Лосева «Античная философия … началась с мифов и кончилась мифом. И когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама античная философия»[7].

Выводы:

1. Величайшим достижением Античных философов была сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, свободе и необходимости, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о прекрасном и возвышенном, о мудрости и человеческим достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другим, что не может не волновать ум и душу человека.

2. У древних мыслителей было одно «орудие» познания - созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность. Однако уже здесь просматривается тесная связь античной философии с другими развивающимися науками (искусством, религией, политикой, моралью, правом) и практикой.

3. Античная философия возникла как стихийно-диалектическая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана двумя замечательными идеями: идеей об универсальной, всеобщей связи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтернативных гносеологических направления: материализм и идеализм.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какая философская проблема была поставлена представителями Милетской школы?

2. Каких философов античности Вы знаете? В чем сходство ив

3. чем различие между ними?

4. Раскройте значение философии Древнего мира для развития современной философской мысли.

5. В чем главная особенность классической философии?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: