Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная сила — один из главных критериев для оценки научной теории. Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл. Научное знание охватывает в принципе что-то все относительно простое, что можно более или менее строго обобщить, убедительно доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще в различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т. п. Ключом и в житейском, и в научном познании является узнавание, т. е. узнавание уже известного. Это глубокое замечание С. Л. Франка объясняет принципиальную недостаточность научного познания и в то же время открывает нетривиальный путь «в глубь» самой теории знания. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания — инженер или промышленный управляющий. Цель ученого — открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера — создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т. д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов. В науке главное — устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Наука и искусство лежат в разных плоскостях. Эти виды познания мира черпают свой метод в природе своего специфического содержания. Научное знание держится на общем, на анализе, сличении и сопоставлении. Оно «работает» с множественными, серийными объектами и не знает, как подойти к объекту подлинно уникальному. В этом слабость научного подхода. Этика науки. В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода "исторического отбора", который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории. В нормах научной этики находят свое воплощение как общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные к особенностям научной деятельности ("не укради" - нельзя заниматься плагиатом, "не лги" - нельзя заниматься фальсификацией), так и требования для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей (например, бескорыстный поиск и отстаивание истины). В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное значение как истину или заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе - логически, экспериментально и пр. - обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того, чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов. Нормы науки (по Р.Мертону) строятся вокруг следующих основополагающих ценностей: 1. универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и знаний тех, кто их формулирует. 2. общность - научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами. 3. бескорыстность - первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования. 4. организованный скептицизм - каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность используемых данных. Таким образом, в научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам. Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого. Социальная ответственность ученого - нравственная и моральная оценка ученым возможных негативных последствий для людей от использования обществом его открытия или изобретения. Другими словами ученый несет перед обществом ответственность за то в чьи руки попадет его работа. Кроме того ученый должен оценивать готово ли общество принять новое. Пример: Леонардо Да Винчи уничтожил свои чертежи подводной лодки, чтобы люди не могли ее воспользоваться как средством ведения войны
35. Проблема истины в философии. Для того, чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, они должны находится с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии, как проблема истины. Главный вопрос: Можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, независящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? Объективная истина - содержание наших представлений и знаний независящее ни от индивидуального человека, ни от человечества. Каким образом определить истину? 1: Логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон считал, что истина может быть лишь знание о вечных неизменных идеях. Но при таком подходе мы отказываемся от истинности всех знаний о материально изменчивых процессах. 2: Чувственное созерцание, наблюдение. Но чувственно восприятие не может дать нам абстрактных знаний, математических истин, и не может служить средством их проверки. Гоббс сказал, что истина - дочь разума, подчеркивая этим независимость ее от времени. Отсутствие единства в понимании истины и ее критериев заставило Канта сказать, что выявление объективного критерия истинности знания составляет центральную задачу философии. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и внезавсимо от сознания. Истина ограниченна ибо она отражает объект не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Абсолютная истина - такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно поддерживается жизнью. Критерий истины заключается в практике. Некоторое положение является истинным если можно доказать, применимо ли оно в конкретной ситуации. Конечно нельзя забывать что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное высказывание.(пример делимость атома). Практика постоянно развивается, поэтому расширяются и границы той или иной истинны.
36. Специфика социального познания и его основные типы. Социальная философия - это раздел философии, изучающий закономерности развития общества и его отдельных сфер. Специфика социального познания определяется спецификой изучаемого объекта: 1) Предмет социального познания - мир человека, отношения людей, где переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сталкиваются интересы людей, законы общества проявляются через деятельность людей, преследующих свои цели. 2) Социальное познание связано с оценкой явлений с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. 3) Для социального познания характерна ориентация на качественную окраску событий,на анализ единичного, индивидуального на основе общих закономерностей. 4) Законом постижения объекта в социальном познании является диалог личностей,текстов, культур. 5) Изучение общества происходит по идеальной модели. Различные направления философии по-разному трактуют законы развития общества. Субъективный идеализм утверждает, что каждый человек индивидуален, неповторен.Поэтому бессмысленно говорить об общих законах развития общества. Объективные идеалисты считают, что жизнь людей подчиняется общим законам. Эти общие законыявляются общими законами развития идей, сознания, духовного. В истории Фил. очень долго господствовало идеалистическое понимание истории общественное сознание определяет общественное бытие, историю творят великие личности. Марксистская философия сформулировала материалистическое понимание истории: общественное бытие определяет общественное сознание; общественное сознание обладает определенной активностью и относительной самостоятельностью.