Философская система Платона

У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравстенно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общ-во и гос-во. Этическое учение Платона предполагает определенное понима­ние сущности человека. Что же такое, по Платону, человек? Подобно тому как все сущее Платон делит на две нерав­ноценные сферы - вечные и самосущие идеи, с одной стороны и преходящие, текучие и несамостоятельные вещи чув­ственного мира, с другой, - он и в человеке различает бессмертную душу и смертное тленное тело. Душа, по Платону, подобна идее, едина и неделима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души - не только в ее единстве, но и в ее самодвижении: всё движущее себя само, согласно Платону, бессмертно, тогда как все, что приводиться в движение чем-то другим, конечно и смертно Платон - сторонник теории переселения душ: после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем - в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире, - вновь вселиться в какое-то др. тело. Тело, таким образом, рассматривается как темница души, из которой последняя должна освободиться, а для это­го очиститься, подчинив свои чувственные влечения высшему стремлению к благу А это достигается путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

С учением о человеке и душе тесно связана теория гос-ва Платона. Согл. Платону, справедливое и совершен­ное гос-во - это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради гос-ва, а не гос-во -ради человека. В учении об идеальном гос-ве мы находим ярко выраженное господство всеобщего над индивидуаль­ным.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: