Философские воззрения Платона

Платон: зарождение идеализма

           
 
 
   
 
   


Схема 41. Биографические сведения о Платоне

Таблица 14

Область воззрений Пояснение
     
  Учение об идеях Платон является основателем идеализма. Он считал, что материальные вещи изменчивы, не­постоянны и со временем прекращают свое су­ществование. Более того, окружающий мир («мир вещей») временен, изменчив и в дей­ствительности не существует как самостоятель­ная субстанция. Реально существуют лишь чи­стые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые ис­тинны, вечны и постоянны. Идеи, существующие вне чувственного материального мира, явля­ются прообразами вещей (т.е. Платону присущ телеологизм — утверждение целесообразно­сти устройства мира, при котором всё происхо­дящее трактуется как соответствующее при­родным или божественным целям). Любая су­ществующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощени­ем идеи коня, которая вечна и неизменна). Весь мир является отображением царства идей, которое обладает своей иерархией. Между иде­ями существуют отношения подчинения и со­подчинения. Внизу находятся идеи конкрет­ных объектов, выше — более общие идеи. Вен­чает же «пирамиду» идея Блага (или Единого).
  Учение о душе че­ловека Платон считал, что душа — это нечто боже­ственное, отличающееся от тела, и душа у че­ловека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истече­ние мировой души. Душа — это начало незри­мое, возвышенное, божественное, вечное. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Платон полагал, что человек — суще­ство двойственное, обладающее душой и те­лом, причем душа — нечто самостоятельное, самодостаточное и главенствующее в челове­ческой деятельности — состоит, не только из разумного начала, ной вожделеющего: «...одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюб­ляется, испытывает голод или жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим...» (Пла­тон, 1971. С. 232-233).

Продолжение таблицы 14

     
    Но кроме этих двух начал, по мнению Платона, в душе человека можно выделить и третье — страстное (аф­фективное): «...на многих других примерах мы замечаем, как человек, одолеваемый вожде­лениями вопреки способности рассуждать, бра­нит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека ста­новится союзником его разуму в этой распре, которая идет словно лишь между двумя сторо­нами» (Платон, 1971. С. 232-233). Таким об­разом, Платон воплощает идею о человеке в образе возницы (разумное начало), запряжен­ной двумя конями (аффекты — благородные стремления: героизм, мужество, сила воли и т.д. и вожделеющая часть — физические по­требности человека, которые могут принимать форму злоупотреблений и не подчиняться че­ловеку). Платон утверждает, что после жизни человека душа приобретает другую жизнь в за­висимости оттого пути, который человек имел при жизни: «Если душа умеренна и разумна, она послушно следует за вожатым, и то, что окружает ее, ей знакомо. А душа, которая стра­стно привязана к телу... долго витает около него... И блуждает она одна во всяческой нужде и стеснении, пока не исполнятся времена, по прошествии коих она силою необходимости, водворится в обиталище, какого заслуживает» (Платон, 1971. С. 81-82). Данные идеи Плато­на, оказавшиеся очень жизнеспособными, тем не менее не могут устроить современную пси­хологию, и, как писал крупнейший философ и антрополог XX в. Макс Шелер (1874-1928), именно их жизнеспособность и чрезвычайная распространенность в Европе (в различных мо­дификациях) нанесла большой урон понима­нию истинной природы человека.
  О познании и диа­лектике Поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предме­том познания должны стать прежде всего «чистые идеи». Но их невозможно познать с помо­щью чувственного познания. Их можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной дея­тельности, которой могут заниматься только люди подготовленные, т.е. образованные ин­теллектуалы, философы. Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, считая, что ощущения и восприятия обманывают челове­ка. Он даже советовал для познания истины закрыть глаза и заткнуть уши, чтобы не мешать разуму.

Продолжение таблицы 14

     
    По Платону, когда душа вселяется в младенца, она забывает всё, что знала. Поэто­му процесс познания, по Платону, есть процесс припоминания того, что душа знала ранее. К познанию Платон подошел с позиций диа­лектики (в данном случае от слова «диалог»), т.е. искусства поисково думать, исследователь­ски мыслить, опираясь на логику, распутывая про­тиворечия в столкновении различных суждений
  О категориях В отличие от ранних греческих философов, ко­торые в качестве категорий рассматривали та­кие стихии, как огонь, воду, воздух, землю и эфир, Платон стал пользоваться категориями в современном их понимании как наиболее обоб­щенных и отвлеченных понятий. Платон пред­ложил пять основных категорий: сущее, дви­жение, покой, тождество и различие
  Учение о государ­стве В своей философии Платон уделил внимание и проблеме государства, что также было нети­пично для его предшественников. Среди шес­ти существовавших форм государства наибо­лее оптимальными Платон считал аристократию (справедливая власть меньшинства) и монархию (справедливая власть одного чело­века). Он считал, что демократия (власть боль­шинства) редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию (несправед­ливую власть одного человека), олигархию (не­справедливую власть меньшинства) или тимократию (несправедливую власть большинства). Но Платон пошел дальше, выдвинув собствен­ный план государственного устройства, со­гласно которому всё население государства дол­жно было делиться на три сословия (управля­ющие государством философы, защищающие его воины и обеспечивающие материальными благами работники), два из которых (филосо­фы и воины) не должны иметь частной собствен­ности. В идеальном, с точки зрения Платона, государстве все его жители должны вместе про­водить свободное время, вместе есть и отды­хать, не вступать в брак, иметь общих жен и детей, использовать труд рабов. Платоновское учение о государстве впоследствии часто под­вергалось критике. Один из его наиболее ярких примеров критического отношения к данному учению можно найти у английского философа Карла Поппера (1902-1994), который обвинял Платона в реакционности как основоположни­ка идей тоталитаризма.

Окончание таблицы 14

     
  Этические взгляды Поскольку Платон считал, что высшее благо пре­бывает вне мира, то и высшая цель нравствен­ности должна находиться в сверхчувственном мире. Поскольку душа, по Платону, получает свое начало не в земном, а в высшем мире, то задача человека в том, чтобы возвыситься над чувственным миром и всеми силами души стре­миться к высшему благу, освободив душу от все­го телесного.

Платон оказал большое влияние на всю последующую идеа­листическую (западноевропейскую и русскую) философию.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: