Логическое (рациональное) познание и его основные формы

Картина, даваемая органами чувств, необычайно богата и красочна. Несмотря на это, она ограниченна и далеко не полна. Чувственное знание дает нам представление лишь об отдельных, внешних сторонах вещей. При помощи органов чувств возможно, например, созерцать электрическую лампочку, но представить, что электрический ток—это поток электронов, движущихся с известной скоростью, нельзя. Невозможно посредством органов чувств воспринять и огромную скорость света, движение «элементарных» частиц в атоме и многие другие сложные явления природы и общественной жизни.

Одним словом, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития, А ведь в этом и состоит основная задача познания. Хорошо известно, что только знание законов, сущности вещей может служить для человека руководством в его практической деятельности. Здесь-то и приходит ему на помощь абстрактное, или, как его еще называют, логическое, мышление.

Логическое мышление — качественно новый, высший этап в развитии познания. Его роль состоит в том, чтобы вскрыть главные свойства и признаки предмета. На ступени логического мышления познаются законы развития действительности, столь необходимые человеку в его практических делах.

Основной формой логического мышления является понятие.
Понятие отражает в предметах не все их стороны, а только существенные, общие, отвлекаясь, отбрасывая второстепенные признаки. Возьмем, к примеру, понятие «человек». В этом понятии отражены не все признаки каждого отдельного человека. Оно не содержит сведений о национальности человека, месте и времени его жизни, возрасте и т. п. В нем фиксируется только то общее, существенное, что присуще каждому человеку,— способность трудиться, производить материальные и духовные ценности, мыслить и говорить. Точно так же общее, существенное в предметах охватывают понятия "дерево», «животное», «класс», «производство» и др.

Основой возникновения понятий является практика. Прежде чем сформировать, например, понятие треугольника, квадрата и других геометрических фигур, человек в своей практической деятельности имел дело с множеством объективно существующих треугольных, квадратных и других предметов. На основе практики совершается обобщающая деятельность разума, переработка данных чувственного познания. На первый взгляд кажется, что понятия, абстракции беднее, чем непосредственные чувственные восприятия. В действительности же любое, даже самое простейшее, понятие отражает природу. Оно отражает природу глубже, вернее потому, что фиксирует внутренние стороны действительности, недоступные непосредственному чувственному познанию. Оно отражает природу полнее, потому что охватывает не один или небольшую группу предметов, а их массу, бесконечное множество.

Переход от чувственного к абстрактному представляет собой диалектический скачок в процессе познания, в его движении от низшего к высшему. Этот скачок совершается на базе практики. Только практическая деятельность людей, направленная на преобразование предметов и явлений мира, дает возможность проникать в их сущность, отличать важное от второстепенного, внутреннее от внешнего. Чем выше степень развития практики, чем мощнее ее преобразующая сила, тем глубже и разностороннее познание человека.

На основе понятий формируются другие формы мышления — суждения, умозаключения.

Суждение — это форма мышления, в которой что-либо утверждается (например, «социализм — это мир») или что-либо отрицается (например, «марксизм не догма»). Как видно, в состав суждения входят определенные понятия. В приведенных суждениях — это понятия «социализм», «мир», «марксизм», «догма». В то же время невозможно раскрыть эти понятия без других суждений, таких, как «социализм — это общественный строй, основанный на общественной собственности», и др. Выходит, что понятия и суждения взаимосвязаны. Связаны друг с другом и суждения. Связь их образует особую форму логического мышления — умозаключение. Умозаключение — это получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок). Посредством умозаключений из имеющихся знаний можно получить новые знания, и в этом их большое значение в познании.

Сложное сочетание, единство понятий, суждений и умозаключений образует такие высшие формы познания, как гипотеза и теория. Гипотеза — это предположение о явлениях, событиях, законах. Примерами гипотез могут служить предположения о происхождении жизни на Земле, о возникновении Солнечной системы и др. Научные теории представляют собой глубокое, всестороннее знание о каких-либо определенных процессах или областях действительности. Таким образом, мы видим, что познание в своем диалектическом развитии проходит длительный путь от простейших ощущений до сложнейших научных теорий.

Характерно, что идея, предваряющая теорию, рождается не только под воздействием практики, но и диктуется логикой развития самой науки. Причем и в том и в другом случае идея не является плодом лишь фантазии автора. Аккумулируя уже накопленные знания, она представляет собой известный итог развития науки и практики. В формировании идей, их реализации, развертывании в научную теорию огромна роль ученого, его опыта, знаний, интуиции, способности к воображению, творчеству.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: