Категория общественного бытия и общественного сознания, их диалектика

Общественное бытие и общественное сознание — две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. марксизм понимает материальную жизнь об-ва, производство материальных благ и те отношения (в классовом об-ве — классовые), в к-рые люди вступают в процессе этого производства. О. с. — это взгляды, представления» идеи, политические, юридические, эстетические, этические и пр. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания. Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. представляет конкретизацию осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство ц свое материальное общение (т. е. Производственные отношения. — Ред.), изменяют вместе с этой действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не. сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 25). Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения О. б. и о. с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.

Если на первых ступенях истории О. с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением обва на -классы, возникновением политики, права, политической борьбы, О. б. воздействует определяющим образом на сознание людей через посредство массы промежуточных звеньев, каковы государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. п., также оказывающие огромное влияние на О. с. В этих условиях непосредственное выведение О. с. из материальных отношений приводит к вульгаризации
и упрощению. В то же время марксизм требует видеть и учитывать большую роль О. с. и его воздействия на развитие самого О. б. Абсолютное противопоставление^ этих двух сторон жизни людей действительно лишь в рамках осн. вопроса о том, что первично и что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды роль О. с. может стать и становится даже решающей, хотя и тогда оно в конечном счете определяется и обусловлено О. б. О. с. И его многообразным формам, при всей их зависимости от О. б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с., ибо духовные представления — научные, философские, художественные и прочие идеи—зависят от накопленного ранее материала и подчиняются также определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. с., т. к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, и только борьба между новыми и
старыми представлениями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. Марксистское учение об О. б. и о. с. имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: