Общественное развитие: Понятие эволюции, революции, прогресса. Законы общественного развития

Эволюция и революция — неразрывно связанные стороны развития, соответствующие нарастанию количественных изменений в развитии явления (Э.) и более или менее быстрому качественному изменению (Р.), Диалектико-материалистическое понимание Э. и р. преодолело метафизические односторонности плоского эволюционизма (Спенсер), сводящего развитие к постепенным количественным изменениям и не дающего ключа к пониманию самодвижения, и «катастрофизма», отрицающего процесс количественных изменений, подготавливающих Р., и уповающего на волю великой личности (волюнтаризм), на случайность или на творца природы (Кювье). Движение включает в себя и количественную постепенность О.) и ее перерыв (Р.), Р. не вызывается к.-л. произволом, но представляет объективный процесс, в к-ром старые противоречия, достигшие «высшей степени напряжения», преодолеваются, а возникающее на этой основе явление развивается в силу новых противоречий. Поэтому несостоятельна теория эмерджентной эволюции, на словах признающая появление качественно нового в процессе развития, но в конечной счете отрицающая диалектическое
саморазвитие, не видящая предпосылок Р. в предшествующей Э. Сущность Э. и р. извращают также и др. совр. идеологи буржуазии и ревизионисты, страшащиеся неизбежности социальной Р. Понятие Э. употребляется также для характеристики развития в широком смысле этого слова (напр., Э. Органического мира), и в таком случае под Э. понимается движение, включающее и себя и количественные и качественные изменения.

Небезынтересны в этом отношении тонко подмеченные историками факты. Замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья — автоматом свидетельствует о развитии техники. И не одной техники, а всего сопряженного с ней знания, науки. Есть ли это прогресс? Переход от боя лицом к лицу, с одинаковым риском для каждого участника, к убийству издали, когда одна сторона находится в безопасности, несомненно, связан с развитием науки и техники. Возможность убить сразу массу людей смертоносным ядерным оружием, конечно, тоже безусловное свидетельство развития науки и техники, да еще высочайшего уровня. Но можно ли это назвать прогрессом?! Замена раскаленных щипцов электрическим током при пытках стала возможной благодаря открытию электричества —означает ли это прогресс? Как это ни странно, но невиданные достижения техники заключают в себе и невиданные разрушительные для человечества силы. И почти всему, что проявлялось в истории как нечто положительное, можно противопоставить что-либо отрицательное, и об очень многом положительном в одном аспекте можно сказать как об отрицательном в другом избежен ли он? Где суть его? Оказывается, что главным действующим лицом этой исторической драмы выступает сам человек. Зло как бы неизбежно, потому что человек порою получает в качестве результата то, к чему он вовсе не стремился, что не было его целью. И дело объективно заключается в том, что практика всегда богаче, всегда превосходит уровень достигнутого знания, что и порождает возможности в других условиях по-другому использовать достигнутое. Зло, таким образом, как тень, всегда преследует добро. История раскрывает нам человека не только как деятельное существо, но, что очень важно, как существо разумное и общественное. Критерий этот, выраженный словом «гуманизм», обозначает как специфические свойства человеческой природы,
так и оценку этих свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что сочетается с гуманизмом, и не просто сочетается, а способствует его возвышению. Как можно образно представить себе возвышение человечности, подлинного гуманизма? На ум приходит образ мощного дерева, по стволу и ветвям которого устремляются животворные соки, раскрываясь пышной кроной благодатной зелени. Такой рост, думается, и есть настоящее воплощение человеческого богатства и достоинства. В этом как раз и заключается и смысл и идеал истории. Этот идеал был бы в принципе недостижим, если бы он оставался только идеалом и не реализовался в истории. Гуманизм есть та реальная основа жизни человечества, на которой возможны действительные сосуществование, сотрудничество, взаимопонимание и взаимное уважение различных народов и культур. Образно говоря, «разум истории» проявляется в том, что непрерывный процесс жизни на земле может осуществляться не в одном установленном кем-то или предзаданном направлении, а в многообразии путей развития, форм организации обществ, воплощающем уникальность исторических
типов культур. В самом деле, даже если бегло окинуть взором и представить сразу все населенные уголки нашей планеты, то неодинаковость географических условий, природных и людских ресурсов, экономических структур, национально-культурных и политических традиций различных стран предстанет совершенно очевидным разноцветным ковром действительной живой жизни. Мы недаром воспользовались таким, может быть и не совсем удачным, образом «ковер». Наша мысль заключалась в том, чтобы показать, что действительная история, несмотря на гигантское разнообразие, все-таки есть единое целое и что развивается она как бы в двух тенденциях одновременно: в стремлении к единству и в противоположной устремленности — к сохранению самобытности различных обществ. Можно сказать, что в этом и проявляется диалектика исторического развития — единство через разнообразие, и она действует как историческая необходимость. В этом же проявляется и глубочайшая суть действительного гуманизма в истории. Итак, история — арена всего разнообразия индивидуально неповторимых, уникальных по своему конкретному содержанию событий социальной и культурной жизни человечества. В ее развертывании существуют две возможности: как постоянное созидание новых форм человеческой жизни (и даже таких, которые не встречались в прошлом), так и отказ от тех ее форм, которые ранее считались ее «естественными» элементами. Реализация этих возможностей — реальный процесс поступательного движения истории, ее непрестанного качественного обновления.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: