Роль личности в историческом развитии. Волюнтаризм и фатализм, формы их проявления в истории

Волюнтаризм (лат. voluntas - воля) - идеалистическое (гл. обр. субъективно-идеалистическое) течение в философии и психологии, полагающее волю в качестве первоосновы мира, противопоставляющее ее объективным законам природы поб-ва и отрицающее обусловленность человеческой воли окружающей средой. Термин ввели нем.
социолог Теннис в нем. Философ Паульсен. Как философская теория В. оформился в 19 в. в философии Шопенгауэра, хотя элементы его имелись у Канта и Фихте. В. играл
большую роль~в философии Э. Гартмана и особенно Ницше, В. - один из идейных источников и характерная черта идеологии фашизма. В России В. характерен для народников, к-рые противопоставляли деятельность «героев»-одиночек объективным законам истории. На рубеже
19—20 вв. В. проник в психологию (Вундт). В. используется идеологами антикоммунизма для оправдания новой войны и пропаганды фашизма. Отвергая В., марксизм-ленинизм
указывает на относительный характер свободы воли, рассматривает волю людей как производное от объективных законов развития природы и об-ва (Объективные и субъективные (бакторы истории).

Фатализм (лат. fatalis — роковой) — философская концепция, согласно к-рой в мире и в человеченской жизни все предопределено роком и судьбой. Еще в древн. мифологии было распространено представление о господстве рока над людьми и даже над богами. В истории философии концепция Ф. получала различные интерпретации в зависимости от того, как решался вопрос о свободе воли. В теории предопределения (окказионализм, предустановленная гармония) и т. п. человек понимался как безвольная игрушка бога или природы, однажды заведенная и неспособная изменить предначертанный ход событий. Этой разновидности Ф., полностью отрицающее свободу воли, противостоит др. крайность — волюнтаризм, Религиозный Ф. (Ислам, Августин, Лютер, Кальвин и др.) с некоторыми оговорками признавал свободу воли человека, но никогда не мог примирить «добрую» волю бога со «злой» человеческой волей. Законченное выражение Ф. получает в тех философских учениях, к-рые проповедуют абсолютное повторение всех событий в каждом цикле космического круговорота («вечное возвращение» у пифагорейцев, Ницше и др.). Эта концепция рассматривает случайность и свободу человека как орудие и предпосылку судьбы и тем самым признает, что человек является творцом своей судьбы. Напр., в насквозь фаталистичной и одновременно волюнтаристской философии Ницше из «любви к року» вытекала «воля к власти». Исторически Ф. играл в целом реакционную роль. С одной стороны, понимание судьбы как данного свыше «расписания» жизни человека развивало пассивность, рабское подчинение обстоятельствам. С др. стороны, уверенность во всемогуществе высшей воли, ведущей «избранников судьбы» к неизбежной победе и господству, обусловливала религиозный фанатизм.





double arrow
Сейчас читают про: