Понятие научной философии

Определим смысл важнейшего понятия, которым мы уже широко пользуемся. Под научностью в исходном широком смысле мы будем понимать соответствие – в содержательном, а неформальном смысле – или адекватность теории реальности (объективной или субъективной). Важнейшие критерии научности теории, с нашей точки зрения, суть следующие. Во-первых, наличие достаточной эмпири­чес­кой базы, служащей смысловой, содержательной основой теории. Во-вторых, наличие адекватного реальности метода, включающего различного порядка логику, доказательность. В-третьих, прове­ряемость, в конечном счете, на основе общественно-исторической практики. Все эти критерии действительны для философии, претендующей быть научной, но недостаточны, поскольку не содержат признаков, учитывающих специфику философского знания. Не входя в подробный анализ, отметим, что во все три указанных критерия для случая философии необходимо включить важнейшие признаки, выражающие специфику философского знания – всеобщность и бесконечность. Философия, в отличие от остальных, частных, наук, есть учение о всеобщем и бесконечном, и, на этой основе, о философски – сквозь призму всеобщего и бесконечного – понятого особенного и конечного. [12]

Одной из сложнейших, если не самой сложной, проблем философской мысли, нередко дремавшей в глубинах философского интеллекта, в резкой форме схваченной лишь в ХХ в., является проблема бесконечности мира и конечности человеческого опыта, на базе которого строятся все частнонаучные и философские заключения. Как возможны достоверные, научные заключения о бесконечном мире, если человеческий опыт всегда конечен? Не следует ли признать, вслед за некоторыми отечественными философами, что философия может давать только хронические гипотезы или постулаты, которые никогда не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты? Или, точнее говоря, философия не может давать научных заключений ни о бесконечном мире, ни, следовательно, о всяком конечном? Разрушительный характер этого заключения очевиден. Но мы пока не будем входить в эту проблему, оставляя ее в дремлющем состоянии.

Уже интуитивно ясно, что научность решения той или иной проблемы означает, что это решение является правильным и, следовательно, окончательным. Научность в основном и главном совпадает с истинностью. Разумеется, существуют внешние, формальные признаки научности, научной деятельности – упорядоченность, методичность, обзор различных точек зрения и т.д. Но эти признаки неминуемо превращаются в пустышку, внешнее подражание науке, как только они теряют свое отношение к истинности. Заметим, что, к сожалению, такое поверхностное понимание научности пустило заметные корни в отечественной философии «периода реформ».

Признание возможности научной философии неизбежно приводит к парадоксу: если философия научна, т.е. действительно решила свои основные проблемы, то она не может развиваться дальше, если философия может развиваться, то это значит, что она не решила своих основных проблем и, следовательно, ненаучна. Парадокс научности связан с самой природой философии, которая может стать, с определенного момента своего развития, научной, достоверной, либо остается вечным набором несовместимых представлений о мире, которые не имеют никакого содержательного отношения к миру и представляют собой, следовательно, область бесполезных фантазий, если не сказать большего – набор заблуждений, цель которых – держать общество в полном неведении о сущности мира и его самого.

Понимание действительной роли научной философии вообще, в решении проблем философии экономики – в частности, требует осмысления особого, присущего только научной философии, способа развития.

Как развивается научная философия? Первый шаг в решении этого вопроса был сделан Ф. Энгельсом, который отметил, что научный материализм будет принимать новый вид, новую форму «с каждым составляющим эпоху открытием» в естествознании, а также крупными событиями в развитии общества.[13]

Научный материализм был создан и обоснован уже в 40-х гг. ХIХ в., однако он превращается из гипотезы в окончательно доказанную теорию после создания Марксом «Капитала». Революция в физике на рубеже ХIХ–ХХ вв. потребовала серьезного изменения формы диалектического и исторического материализма, которое было осуществлено В.И. Лениным. Опираясь на данные новейшей революции в естествознании, Ленин поставил задачу подвергнуть ревизии форму материализма Энгельса, включая его натурфило­софские взгляды, что и было осуществлено в книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Идея изменения «формы материализма» оставляла открытым вопрос о том, что происходит при этом с существом научного материализма. Делая второй шаг в решении вопроса о способе развития научной философии, Ленин показал, что изменение формы не означает отбрасывания существа научной философии, а, напротив, есть его сохранение.

Ревизия формы материализма, отмечает Ленин, «не только не заключает в себе ничего «ревизионистского» в установившемся смысле слова, а, напротив, необходимо требуется марксизмом. Махистам мы ставим в упрек отнюдь не такой пересмотр, а их чисто ревизионистский прием – изменять сути материализма под видом критики формы его, перенимать основные положения реакционной буржуазной философии…».[14]

Однако данное Лениным решение так же является недостаточным. Остается не вполне ясным вопрос: что означает сохранение сущности научной философии при изменении ее формы? Означает ли это неизменность сущности научного материализма или же развитие научной философии заключается также в глубоком изменении ее сущности, ее основного концептуального содержания? Хотя положительный ответ на вопрос органически следует из философской позиции Ленина, специально такой вопрос он не ставил и не обсуждал.

Делая третий шаг в решении вопроса о способе развития научной философии, необходимо прежде всего учесть специфику философского знания как мировоззрения, предельного взгляда на мир в целом и человека, отличие философии, как науки о всеобщем, от частных наук. Тривиальный (и, к сожалению, очень распрост­ранен­ный) подход к философии заключается в фактическом отождествлении способа развития философии со способом развития частных наук. Некоторые полагают, что развитие философии заключается в бесконечной смене одной концепции мира и человека другой. С этой точки зрения диалектико-материалистические утверждения о материальности мира, его развитии на основе противоречий, известных диалектических законах, необходимости и случайности и т.д. рано или поздно должны устареть и будут заменены принципиально иными, альтернативными положениями, снимающими утверждения о материальности, развитии и т.д. Весьма близок к такой позиции, например, академик Т.И. Ойзерман в книге «Марксизм и утопизм» (М., 2003).

Существуют два способа развития науки. Способом развития частных наук, предметом которых выступает особенное, конечное, служит движение от единичного к общему, от первоначальных узких концепций ко все более широким, вплоть до исчерпания предмета исследования. Классическим примером такого развития является эволюция физики от механики Ньютона к теории относительности Эйнштейна, включившей первую в качестве своего предельного случая. Такой способ развития можно назвать концептуальной сменой, переходом от одних концепций к принципиально иным, характеризующимся новыми принципами, понятиями, логикой. Механический перенос представления о таком способе развития на философию неизбежно приводит к отрицанию самой возможности научной философии, которая принципиально схватила основные всеобщие черты мира и человека.

Философия как наука о всеобщем и бесконечном в мире и его познании развивается по своеобразному способу концептуальной смены только до появления научной философии, ибо действительная всеобщая сущность мира и человека может быть либо схвачена в ее наиболее общих, основных чертах, либо оставаться навсегда полностью неизвестной для человека. С момента, когда философия действительно осознала наиболее общую сущность мира и человека – материальность мира, способность к бесконечному развитию и т.д., она начинает развиваться по способу бесконечного концептуального углубления. Этот коренной способ развития научной философии практически не исследован в мировой, включая отечественную, философии.

Важнейшая особенность развития по способу концептуального углубления заключается в том, что развитие научного философского знания начинается с принципиальной формулировки основных положений теории, отображающих сущность мира в наиболее общем и абстрактном виде. Марксистская философия сформулировала положения о материальности мира, идеальности сознания, развития мира, первичности общественного бытия и т.д., которые не могут быть пересмотрены и отменены, заменены альтернативными им положе­ниями. Дальнейшее развитие научной философии, сохраняя наиболее общее и абстрактное содержание концепции диалектического материализма, будет заключаться в бесконечном углублении, усложнении и конкретизации этой концепции. Логика такого способа развития удачно схвачена Лениным, который считал, что человеческое познание развивается от явления к сущностям все более высоких порядков. «Мысль человека, – писал Ленин, – бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца».[15]

Движение от явления к сущностям все более высоких порядков – это общий путь человеческого познания, как философии, так и частных наук. В философии этот путь развития заключается в переходе от одной ступени осознания всеобщей сущности мира и самого человека к другим, все более глубоким уровням сущности мира и человека. Сущности более глубоких порядков, осознаваемые научной философией, сохраняют наиболее общее и абстрактное содержание сущности первого порядка, схваченной с появлением научной философии, не выходят за «общие пределы», очерченные сущностью первого порядка, но они отличаются от нее большей глубиной, сложностью, большим богатством содержания, большим богатством «определений». Сущности более высоких порядков представляют собой все более глубокие и сложные уровни всеобщей сущности мира и человека.

Различие между ступенями развития научной философии при наличии общего наиболее абстрактного содержания (признания материальности мира, идеальности сознания, развития мира и т.д.) будет становиться все более глубоким и существенным. Так, концепция материальности мира в настоящее время имеет смысл, который придан этому понятию квантовой механикой, теорией относительности, неевклидовой геометрией, социальной практикой.

Без учета этого смысла современная марксистская концепция мира не может быть понята. С дальнейшими, все более радикальными открытиями в науке понятие материальности мира будет принимать новые, более глубокие значения, для осознания которых потребуются огромные усилия философской науки, переход к новым, неожиданным формам абстракций, «диковинным» поворотам мысли. Этот процесс будет бесконечным, поскольку всеобщее, т.е. сущность бесконечного мира, а также сущность самого человека являются бесконечно сложными и неисчерпаемыми.

Если со времен Ленина говорят о неисчерпаемости электрона, то с еще большими основаниями следует признать неисчерпаемость всеобщей сущности мира и человеческой сущности.

Концептуальное углубление – несравненно более сложный способ развития философской мысли, чем концептуальная смена. С возникновением научной философии развитие философской мысли приобретает многократно более сложный и трудный характер, чем прежде. По сути с возникновением марксизма начинается подлинная история философии, аналогично тому, как с исчезновением капитализма начинается подлинная история человечества. Резко повышаются требования к философскому исследованию, которое теперь должно адекватно и квалифицированно использовать все более высокими темпами растущий и усложняющийся материал науки и практики. Все труднее становится перерабатывать и интегрировать, обобщать лавинообразно растущий поток научной информации. Философия должна отвечать растущим требованиям научной объективности, социального прогресса, ответственности перед обществом. Научные исследования отныне должны опираться на ту высочайшую интеллектуальную культуру, которую создала научная философия. Кризис определенной части современной мировой и отечественной философии связан с неготовностью – по известным причинам – философской мысли к переходу на новую, научную ступень развития.

Современное естествознание и социальные науки дали новый материал, связанный с несравненно более радикальными открытиями науки, чем те, которые были обобщены Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме» – квантовой механикой, теорией относитель­ности, современной неевклидовой геометрией, топологией, математической логикой, новыми концепциями химии, современной теорией эволюции, генетикой, кибернетикой и др. Уникальный материал для пересмотра многих социологических взглядов дал кризис прежней модели социализма, обусловивший поиск современной модели социализма. Весьма существенны изменения, происшедшие в современном капитализме, которые подтвердили основную логику «Капитала» Маркса, предсказанное Марксом основное направление развития капитализма, но заставляют пересмотреть ряд классических представлений марксизма. Современная научно-техническая революция и глубокие социальные изменения сделали необходимым появление новой формы диалектического и исторического материализма, которая, по нашему мнению, постепенно складывается в отечественной философской науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: