Пределы современной науки

Важнейшая особенность научного знания начала XXI в. состоит, по нашему мнению, в том, что наука фактически подошла к границам некоторого крупного исторического периода или типа знания. В целостной системе наук последних десятилетий все более явно обозначается огромный, но заметно исчерпывающийся пласт реальности. Этим пластом, составляющим предмет современной системы знаний, выступает отрезок единого закономерного мирового процесса, составленный четырьмя основными формами материи - физической, химической, биологической и социальной. Вся совре­менная, накопленная тысячелетиями, материальная и духовная культура, мышление и язык являются результатом материального и духовного освоения этого цикла форм материи. В этом глобальном смысле культура современного общества может быть названа физико-химико-био-социальной. Поскольку названные четыре формы материи еще далеко не исчерпаны человеческим познанием и практической деятельностью, человеческая культура еще длительный исторический период будет иметь указанный характер.

Однако ситуация начала XXI в. позволяет сделать вывод, что известный пласт реальности становится все более явным, а его границы – все более определенными. В 60 — 80-е гг. обсуждался вопрос о возможном конце физики.[16] По существу, однако, следует ставить вопрос шире – о конце всего цикла фундаментальных наук о природе – физики, химии, биологии, поскольку их предметы явно конечны. Число возможных физических, химических и биологических явлений безусловно конечно. Так, многообразие видов белков имеет порядок 1012, а нуклеиновых кислот – 1010, которое, конечно, огромно, но далеко не безгранично. Разумеется, нам еще далеко до исчерпания всего огромного многообразия форм указанного цикла реальностей, однако не подлежит сомнению их исчерпаемость. Развитие науки ХХI столетия будет проходить поэтому под знаком исчерпаемости трехчастного отрезка бесконечного мирового процесса.

Учет этого обстоятельства совершенно необходим для выработки стратегии развития науки в ХХI столетии. Одним из аспектов поставленной проблемы является взаимодействие нового цикла фундаментальных наук, связанного с обнаружением «нижеле­жащего» цикла основных форм материи, с ныне существующими фундаментальными науками. В этом плане можно высказать несколько общих соображений. Прежде всего, существующий цикл «старых наук» будет продолжаться, завершая исследования необходимого числа форм данного слоя реальности. Так, естественно считать, что биология должна будет исследовать все существующие формы живого, хотя может оказаться, что вполне достаточно изучить лишь все «типические» случаи живого. Далее, система понятий и язык каждой из «старых» фундаментальных наук окажутся совершенно необходимыми для «перевода» явлений субфизического цикла на язык понятий и смыслов «старых» наук, так как человек с его строем мышления и языка принадлежит к «старому» циклу форм материи и может воспринять новые реальности только через призму его непосредственного мира. Следующей важной особенностью положе­ния «старых» наук является то, что все они будут подлежать своеобразному «пересмотру» и «ревизии» под углом зрения вновь обнаруженного цикла реальностей. Эта «ревизия» не будет означать полную отмену достоверных положений современной физики, химии, биологии. Суть ее, по нашему мнению, будет заключаться в углуб­ленной интерпретации наличных положений науки, подобно тому, как химия получила новое содержание, когда в нее проникли понятия и методы квантовой физики. Можно допустить и более глубокое вторжение новых понятий и методов, вследствие которого обнаружатся новые законы физики, химии, биологии.

Вполне вероятно, что так называемое сингулярное состояние и есть та граница, за которой находится субфизическая форма материи. Последняя должна обладать формой пространства и времени, в которые должны быть «вписаны» физическое пространство и время. Логично предположить, что субфизическая реальность так же является неоднородной и представляет собой цикл форм материи, принци­пиально отличный от известного нам. При этом резко возрастает роль философии, без опорных понятий которой, прежде всего понятий материального и идеального, развития, наука будущего окажется беспомощной. Однако ситуация философии существенно отличается от положения частнонаучного знания. Известный отрезок реальности служит для научной философии той конечной областью бесконечного мира, которая, являясь областью наивысшего развития, в силу этого оказывается репрезентативной для бесконечного мира и служит, поэтому, источником знания о сущности, законах, свойствах, формах бесконечного мира. Приближение научного знания к его исторически определенным границам ставит новые проблемы перед научной философией. Складывается впечатление, что в философии все более заметно исчерпывается материал для крупных и нетривиальных обобщений, что «точки роста» философских знаний все более выходят за пределы частных проблем и все более связываются с границами глобального отрезка реальности.

В связи с проблемой будущей цивилизации человечество и его философия оказываются перед лицом наиболее крупной жизненной проблемы – возможного конца человеческой цивилизации, гибели человечества либо его выживания путем коренного изменения своего способа существования, труда и собственности. Крупнейшей ошибкой может стать неспособность осознать, что господствующий способ существования человечества, основанный на рынке и частной собственности, должен быть заменен в непосредственно надви­гающемся будущем другим, более совершенным и более человечным способом существования, при котором человек становится целью, а не средством (Кант), «свободное развитие каждого – условием свобод­ного развития всех» (Маркс).

Философией человеческого спасения и развития может служить только предельно реалистическая философия, раскрывающая действи­тельную сущность мира и человека, его величие и достоинство. Такой философией «по определению» может быть только современный научный материализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: