По мнению американского экономиста Дж. Гэлбрейта, общей основой современной экономики является раскрытый Марксом процесс концентрации и централизации производства, формирования гигантских корпораций. «Никто, кроме Маркса и марксистов, не предвидели, что экономика гигантских корпораций станет сутью экономической системы».[34] Эта система находится в глубочайшем кризисе, сделавшем ее крайне нестабильной и ненадежной.
Финансовый магнат Дж. Сорос в книге «Кризис мирового капитализма» пишет: «Мир вступил в период глобального дисбаланса, в котором ни одно государство не может противостоять силе финансовых рынков… Политические изменения, вызванные кризисом, могут в конечном итоге смести и саму систему мирового капитализма… Мировую капиталистическую систему потряс ряд финансовых кризисов, и она буквально распадается».[35] Причинами такого сурового испытания, которое капитализм не переживал за все время своего существования, являются, по его мнению, распад нравственных ценностей как на национальном, так и на международном уровнях, превращение денег в самодовлеющую ценность, самоцель, усиление роли рынка в силу неспособности политиков решать накопившиеся трудноразрешимые проблемы. «Рыночные силы, если им предоставить полную власть, даже в чисто экономических и финансовых вопросах, вызывают хаос и, в конечном итоге, могут привести к падению мировой системы капитализма. Это – мой самый важный вывод в данной книге»[36].
В капитализме последней трети ХХ в. произошли существенные изменения, анализ которых будет дан в последующих частях книги. Введенное в заголовок утверждение: современный капитализм развивается в точности по логике «Капитала» – это пока принципиальная заявка нашего исследования. «Главное – впереди».
Заметим, однако, чтобы избежать возможных неточностей и преувеличений, что речь идет об основной логике «Капитала», в то время как интенсивное развитие капитализма во второй половине ХХ в., в особенности в его последней трети, трактуемой постиндустриалистами как подлинная технологическая революция, породившая современный «информациональный капитализм» (М. Кастельс), или как «постбуржуазное» общество (П. Дракер и другие), требует многих уточнений, «пересмотров», или, точнее, более основательного исследования специфики современного капитализма, что означает необходимость существенного развития марксистской теории капитализма, политической экономии, и, возможно, создания новой политико-экономической теории, продолжающей и в определенном смысле ревизующей классическую марксистскую политико-экономическую концепцию. Одним словом, главное впереди.






