ТЕМА 8. Философия техники

План

1. Предмет философии техники.

2. Инженерная и гуманитарная философия техники.

3. Проблемы философии техники: соотношение науки и техники, ответственность в технике.

4. Социальная роль техники и технологии в историческом процессе.

Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, определяет место техники в общественном развитии, в-третьих, рассматривает перспективы развития техники.

Сущность техники можно раскрыть через её характеристику: 1) артефакт (искусственное образование); 2) средство, орудие, удовлетворяющее определённую человеческую потребность; 3) реальность; 4) инженерный способ использования сил и энергий природы; 5) единство техники и технологии. Далее нужно выявить сущность техники через понятия «технико-использующая деятельность», «технико-производящая деятельность», «техническое сооружение», «техническая среда». Связь двух планов техники (искусственного и естественного) надо представить в историко-философском аспекте, основываясь на работы Аристотеля, Ф. Бэкона, Коперника, Галилея, а также исследований в XX в.

Также нужно раскрыть содержание понятия «технология», рассмотреть историю становления этого понятия. Обратить внимание на деятельностную природу, технологии и связь техники и технологии. Рассматривать эволюцию техники необходимо с возникновения homo sapiens, развития техники в Древнем мире, Средние века, Новое время, а также в XX-XXI вв. Обратить внимание следует на принципы, лежащие в основе исторического развития
системы «человек-техника»: принцип целевого единства, дополнения, функционального моделирования.

Во втором вопросе темы нужно рассмотреть концепцию Э. Каппа о технике как проекции органов человека, теорию русского инженера П. Энгельмейера, представления немецкого инженера-химика Э. Чиммера, а также концепции ряда учёных после второй мировой войны. Наиболее выдающейся фигурой этого направления был Ф. Дессауер, деятельность которого охватывает всю первую половину XX в. Нужно рассмотреть основные понятия его философии техники: критику технической деятельности, «внутренней обработки», «теорию моральной значимости техники». Гуманитарная философия техники − это интерпретация технического способа бытия человека в мире. В этом направлении превалирует принцип первичности гуманитарного начала перед техническим. Представители гуманитарной философии техники: Л. Мэмфорд, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль. Рассматривая концепцию Л. Мэмфорда, показать различия между основными типами техники, рассмотреть его характеристику современной техники, объяснить понятие «мегамашины». В концепции X. Ортеги-и-Гассета раскрыть тезис о специфике человеческой природы и стадиях активности человека. В концепции М. Хайдеггера поднимается вопрос о том, кто является причиной технического открытия мира как чистого объекта? Нужно в связи с этим рассмотреть его термин по-став, а также трактовку сущности техники, негативную оценку техники. В концепции Ж. Эллюля выявить содержание и соотношение понятий «технические операции» и «техника», описать черты современной техники, а также объяснить его понимание этики отказа от власти техники.

При изложении третьего вопроса темы нужно выделить следующие основные подходы к решению проблемы изменения соотношения науки и техники: 1) техника рассматривается как прикладная наука; 2) процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы; 3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов; 4) техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни; 5) до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. Следует раскрыть содержание этих подходов, используя дополнительную литературу. Под влиянием технического прогресса получила развитие этика и стала включать в себя отношения между человеком и остальным миром: животными, природой и даже артефактами. Появились новые области исследования − ядерная этика, экологическая этика, биомедицинская, профессиональная, техническая и компьютерная этика. Биомедицинская этика является наиболее развитой областью взаимодействия этики и техники. Нужно охарактеризовать биомедицинскую этику, а также вышеназванные направления прикладной этики.

Нужно помнить, что в технике и технологии в концентрированном виде выражен смысл преемственности развития мировой культуры. Преодоление социальных, национальных и иных границ подтверждает определяющее значение науки, техники и технологии в истории. Нужно показать роль техники и технологии для человека, дать определение технологического способа производства, а также охарактеризовать наиболее принятые разграничения цивилизационных этапов общественного развития в соответствии со способом использования технических средств. Здесь же можно рассмотреть концепции сторонников антропологических и инструменталистских подходов (М. Шелер, А. Гелен и др.) к анализу техники как атрибута человеческого бытия, представителей техницистско-рациональных объяснений техники и технологии, сторонников самых различных направлений антитехницизма − от революционистских до иррационалистических подходов (Дж. Бернал, А. Бергсон, А. Вебер, Н. Бердяев, О. Шпенглер, К. Ясперс, Э. Фромм и др.). Нужно показать противоречивое взаимоотношение человека с миром техники, а также осознать проблему смены индустриально-технической основы, создания новых технико-технологических условий воспроизводства всей системы общественной жизни на принципах гуманизма. В содержание этого вопроса темы органически включается характеристика современной антропогенной (информационной) цивилизации, ее технико-технологических основ. При изложении этого вопроса обратить внимание на содержание информационной цивилизации, ее основу и сущность. Нужно описать идеальную модель общественного мироустройства, данную в 60-70 гг. XX в. представителями западного технократического направления в философии. Обратить внимание нужно на противоречивость процессов автоматизации производства, использования информационной технологии.

Контрольные вопросы

1. Что изучает направление «философия техники»? Назвать его представителей.

2. Сравните понятия «техника» и «технология».

3. Что представляет собой принцип «органопроекции Э. Каппа»? Приведите примеры.

4. Какие проблемы ставит гуманитарная философия техники? С чем связано возникновение этого направления?

5. Какова роль понятия «по-став» при определении сущности техники М. Хайдеггером?

6. Что представляют собой направления техницизма и антитехницизма?

ТЕСТЫ

1. Это слово переводится с латинского языка как «искусство, мастерство, умение»: а) техника; б) технология: в) культура; г) культурная деятельность.

2. Техника является: а) способом преобразования; б) инструментом преобразования; в) технической деятельностью; г) техническим знанием.

3. Технические знания носили практический характер: а) всегда; б) до XV в.; в) до XVII в.; г) до XIX в.

4. Понятие «мегамашина» означает: а) существующие артефакты; б) социальную организацию нового типа; в) техническую организацию современного типа; г) современные техническую деятельность.

5. Техника – это разнообразные орудия, а также …………………

деятельность и …………………………………………………… знания.

6. Техника выступает как система культуры. В этом качестве она выполняет семиотическую функцию.

7. Уберите лишнее: представителями философии техники являются: М. Хайдеггер, Э. Капп, Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, Л. Мэмфорд, К. Ясперс.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Прочитайте текст: «если электричество было агентом трансформации общества второй половины ХIХ в., то компьютер – в качестве «аналитической машины» – точно так же трансформирует общество второй половины ХХ в. Электричество как источник света, энергии и коммуникации вызвало к жизни «массовое общество». В этой связи можно сказать, что компьютер является инструментом управления массовым обществом, поскольку он есть механизм обработки социальной информации, громадный объем которой растет почти экспоненциально в силу расширения социальных связей» (Д. Белл. Социальные рамки информационного общества// Новая технократическая волна на Западе. М.,1986. С.333).

– К какому направлению относится автор этого высказывания, абсолютизирующий возможности техники? Назовите других авторов этого направления и изложите их концепции.

2. Почему технический прогресс не экономит труд, а увеличение свободного времени, как фактора личностного развития, становится возможным лишь на основе интенсификации труда?

3. Сравните два определения техники:

1. «Сущность современной техники скрывается в по-ставе. Последний повинуется миссии раскрытия потаенности» (Хайдеггер М. Вопрос о технике// Новая технократическая волна на Западе. 1986. С.59).

2. «Техника – это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой, цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды» (Ясперс К. Современная техника// Новая технократическая волна на Западе. 1986. С.120).

– Каковы функции техники по мнению этих авторов?

4. Как вы относитесь к следующему высказыванию: «Судя по всему, традиционная идея инженерии исчерпала себя. Во всяком случае сегодня необходимо формулировать идею инженерии заново. Основной вопрос здесь следующий. Как реализовать силы природы (и первой, и второй), как использовать их для человека и общества, согласуя это использование с целями и идеалами человечества? Последнее, например, предполагает снижение деструктивных процессов, безопасное развитие цивилизации, высвобождение человека из-под власти техники, улучшение качества жизни и др. Возникает однако проблема: совместимо ли это с необходимостью обеспечивать приемлемый и достойный уровень существования для миллиардов людей и восстанавливать природу планеты» (Розин В.М. Философия техники: от египетских пирамид до виртуальных реальностей. М., 2001. С.238).

5. Прочитайте следующий текст: «Современный инженер – это не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой, основой жизни общества и самим человеком. Поэтому ориентация современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-техническом развитии современного общества» (Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт – Альфа, 1995. С.384). Ответьте на следующие вопросы:

− В чем заключается объективный смысл инженерно-технической деятельности?

− Каковы цели и ценности инженерно-технической деятельности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: