Как всеохватывающая реальность

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Вопрос о предмете и функциях философии связан

с выявлением отношения философии к частным

наукам в историческом аспекте. Он предполагает опре-

деленную оценку концепции ≪распочкования≫ предмета

философии и концепции ≪предметного самоопреде-

ления философии≫, где речь идет только о научной

стороне философского знания.

В концепции ≪распочкования≫ в связи с исто-

рической предпосылкой сформировался вопрос

о взаимоотношении всеобщего и частного знания как

проблемы, а также обнаружилась недостаточность

натурфилософских построений.

Основы философии закладывались в XVIII в. О. Конт

утверждал об изменениях предмета философии в свя-

зи с появлением частных наук, что постоянно сужало

ее рамки. Философия не может иметь собственного

предмета познания. Это форма мировоззрения.

Ее предметом является всеобщее в системе ≪мир -

человек≫, и в основном тот же круг проблем, что

и в других формах мировоззрения. Эта система при

первичном подразделении распадается на две про-

тивоположные, но взаимосвязанные подсистемы -

≪мир≫ и ≪человек≫.

Каждая из сторон подразделяется на уровни, взаи-

моотношения между сторонами - на четыре аспек-

та: онтологический, познавательный, аксиологиче-

ский, духовно-практический. В предмет философии

входит всеобщее в материальном бытии и целостное

бытие человека. Предмет философии в основном от-

личен от предмета частных наук, изучающих материаль-

ное бытие и человека, таким своим представлением,

как отношения человека к миру, мира к человеку. Но та-

БЫТИЕ

КАК ВСЕОХВАТЫВАЮЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Философская проблема бытия возникла как необ-

ходимость обрести точку отсчета в процессе позна-

ния и освоения мира. В этой категории фиксируется

убеждение человека в существовании окружающего

его мира и самого человека с его сознанием. Конста-

тация бытия является исходной предпосылкой даль-

нейших рассуждений о мире.

Бытие - понятие, сходно, одного порядка с такими

понятиями, как ≪существование≫, ≪действитель-

ность≫, ≪реальность≫. Вместе с тем бытие есть ин-

тегральная характеристика мира, утверждающая це-

лостность его через его существование. По способу

существования бытие разделяется на два мира, два

способа существования или две реальности: мир

физических состояний, или материальный, природный

мир, и мир психических состояний, мир сознания,

внутренний мир человека. Оба эти мира - мир созна-

ния и мир природы - могут характеризоваться поня-

тием бытия, но способы их существования различны.

Физический, природный мир существует объективно,

независимо от воли и сознания людей.

Психический мир, мир человеческого сознания, су-

ществует субъективно, так как зависим от воли и же-

лания людей, отдельных индивидов. Комбинация форм

бытия позволяет выделить еще несколько их разно-

видностей, Этот подход позволяет говорить о специ-

фичности бытия самого человека, ибо он принадле-

жит к двум мирам: к природному, телесному миру как

его органическая часть и одновременно к миру со-

знания. Бытие человека есть диалектическое един-

ство объектно-предметного и субъективного. Своеоб-

^разием отличается и бытие вещей, создаваемых^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: