ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Вопрос о предмете и функциях философии связан
с выявлением отношения философии к частным
наукам в историческом аспекте. Он предполагает опре-
деленную оценку концепции ≪распочкования≫ предмета
философии и концепции ≪предметного самоопреде-
ления философии≫, где речь идет только о научной
стороне философского знания.
В концепции ≪распочкования≫ в связи с исто-
рической предпосылкой сформировался вопрос
о взаимоотношении всеобщего и частного знания как
проблемы, а также обнаружилась недостаточность
натурфилософских построений.
Основы философии закладывались в XVIII в. О. Конт
утверждал об изменениях предмета философии в свя-
зи с появлением частных наук, что постоянно сужало
ее рамки. Философия не может иметь собственного
предмета познания. Это форма мировоззрения.
Ее предметом является всеобщее в системе ≪мир -
человек≫, и в основном тот же круг проблем, что
и в других формах мировоззрения. Эта система при
|
|
первичном подразделении распадается на две про-
тивоположные, но взаимосвязанные подсистемы -
≪мир≫ и ≪человек≫.
Каждая из сторон подразделяется на уровни, взаи-
моотношения между сторонами - на четыре аспек-
та: онтологический, познавательный, аксиологиче-
ский, духовно-практический. В предмет философии
входит всеобщее в материальном бытии и целостное
бытие человека. Предмет философии в основном от-
личен от предмета частных наук, изучающих материаль-
ное бытие и человека, таким своим представлением,
как отношения человека к миру, мира к человеку. Но та-
БЫТИЕ
КАК ВСЕОХВАТЫВАЮЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Философская проблема бытия возникла как необ-
ходимость обрести точку отсчета в процессе позна-
ния и освоения мира. В этой категории фиксируется
убеждение человека в существовании окружающего
его мира и самого человека с его сознанием. Конста-
тация бытия является исходной предпосылкой даль-
нейших рассуждений о мире.
Бытие - понятие, сходно, одного порядка с такими
понятиями, как ≪существование≫, ≪действитель-
ность≫, ≪реальность≫. Вместе с тем бытие есть ин-
тегральная характеристика мира, утверждающая це-
лостность его через его существование. По способу
существования бытие разделяется на два мира, два
способа существования или две реальности: мир
физических состояний, или материальный, природный
мир, и мир психических состояний, мир сознания,
внутренний мир человека. Оба эти мира - мир созна-
ния и мир природы - могут характеризоваться поня-
тием бытия, но способы их существования различны.
|
|
Физический, природный мир существует объективно,
независимо от воли и сознания людей.
Психический мир, мир человеческого сознания, су-
ществует субъективно, так как зависим от воли и же-
лания людей, отдельных индивидов. Комбинация форм
бытия позволяет выделить еще несколько их разно-
видностей, Этот подход позволяет говорить о специ-
фичности бытия самого человека, ибо он принадле-
жит к двум мирам: к природному, телесному миру как
его органическая часть и одновременно к миру со-
знания. Бытие человека есть диалектическое един-
ство объектно-предметного и субъективного. Своеоб-
^разием отличается и бытие вещей, создаваемых^