На процесс познания

Теория познания, или гносеология, - это раз-

дел философии, в котором изучается п рирода позна-

ния и его возможности, отношение знания к реально-

сти, выявляются условия достоверности и истинности

познания. Познание можно определить как совокуп-

ность процессов, обеспечивающих человеку возмож-

ность получать, перерабатывать и использовать ин-

формацию о мире и о себе. В истории философии

вплоть до XIX в. определение понятия ≪познание≫

устанавливалось чаще всего путем сопоставления

знания с мнением и верой. В XX в. ≪познание≫ тоже

оказалось производным от ≪знания≫, причем крен

в сторону истинного, научного знания усилился.

Наиболее приемлемым можно считать подход к по-

знанию с позиции типов деятельности в пределах

субъектно-объектных отношений.

Деятельность субъекта расчленяется, как извест-

но, на три основных типа: практическую, ценностно-

ориентационную и познавательную. Необходимо со-

поставить последний тип с двумя предыдущими.

В отличие от практической познавательная деятель-

ность есть духовная деятельность, которая сама

не изменяет вещественно-субъектные, материальные

системы, не преобразует природу и общество. В пре-

делах же духовной деятельности в отличие от духов-

ной ценностно-ориентационной деятельности позна-

ние дает информацию не о ценностях, а о сущностях;

акт оценки, включенной в эту деятельность, есть осо-

знание того, что те или другие явления могут удовлет-

ворять наши потребности и интересы. В отличие от

этой деятельности познание есть деятельность по по-

лучению, хранению, переработке и систематизации

осознанных конкретно-чувственных и понятийных об-

разов. Знание же - результат познания. Видов позна-

ния будет столько же, сколько и видов знания. Виды

познания: обыденное, религиозное, мифологиче-

ское, художественное, научное, эмпирическое, теоре-

тическое и др.

Путь познания имеет свою собственную эволюцию

от способа отражения через способ познания

к научному методу. Эта эволюция принимает во вни-

мание средства элементарного отражения, которые

в основном одинаковы у человека и животного и раз-

личаются по степени развития. Осознание человеком

способа познания добавляет к его структуре новые

элементы: понятийный аппарат, систему общелоги-

ческих приемов познания, категориальный каркас

познания и его регулятор в виде системы принципов

и логики познания. Метод познания - это творче-

ская лаборатория субъекта познания, ориентирован-

ная на способы самодвижения и саморазвития объек-

та познания.

Метод определяется природой объекта и уровнем его

освоения. Выделяют общелогические приемы по-

знания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение,

индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование),

методы чувственного познания (наблюдение, опи-

сание, измерение, эксперимент) и рационального

(идеализацию, формализацию, аксиоматический, гипо-

тетико-дедуктивный методы, методы мысленного

эксперимента, единства исторического и логическо-

го) познания. Также существуют формы научного и вне-

научного познания.

человеком, опосредованных человеческим духом, со-

знанием. Двояким существованием характеризует-

ся и духовный мир человека, субъективный и объек-

тивный дух.

Помимо отмеченного, имеются еще и уровни бы-

тия; это существование в возможности и существо-

вание в действительности. Возможность не есть не-

бытие, оно обладает статусом существования, бытия.

Возможность есть потенциальное бытие, действи-

тельность - актуальное бытие. Рассмотрение бытия

составляет предмет особого раздела философии -

учения о бытии, онтологии. Впервые учение о бытии

обособляется в философии элеатов, противопостав-

ляющих бытие небытию и доказывающих невозмож-

ность последнего, поскольку оно не может быть по-

мыслено. Элеаты тем самым первыми выдвинули

тезис о тождестве бытия и мышления. В последую-

щей истории философской мысли сформировалось

несколько различных подходов к пониманию бытия.

Фактически все различия в философских воззрениях

касаются в первую очередь различий трактовки их

взаимоотношения и взаимодействия, и прежде всего

это различие состоит в вопросе о том, какая из форм

бытия является основной, исходной.

Так, материализм считает основной формой при-

родное бытие, а остальные - производными. Субъек-

тивный идеализм основной формой считает субъек-

тивное бытие; объективный идеализм - объективный

дух. Внутри этих течений существуют различия в по-

нимании исходных форм бытия. В зависимости от

того, что положено в основание мира, какой сфере

бытия приписывается первичность, все философы

делятся на материалистов и идеалистов.

кой срез предмета философии также берется в его

всеобщей определенности.

Философски всеобщее выражает факт раскола мира

на материальное и духовное и их взаимосвязь. Сло-

вом, в предмет философии входит только то из мате-

риально-всеобщего, что включено в создаваемую

человеком универсальную картину мира под призмой

таких понятий, как Истина, Красота, Добро и Справед-

ливость. Такие всеобщие в материальной действи-

тельности понятия могут служить человеку элемен-

тами для формирования мировоззрения.

Предмет философии в объектном смысле стабилен.

Он не ≪распочковывался≫, т. е. не разбирался на части

отдельными науками. Отличие философии от ми-

фологической, религиозной и обыденной форм миро-

воззрения состоит в глубокой связи с наукой.

Отличие от натуралистической формы, также входя-

щей в науку как сферу культуры, - в опоре на понятия (£)

и принципы какой-либо частной науки в решении миро-

воззренческих проблем, в широком базисе, включаю-

щем не только весь комплекс частных наук, но и опыт

художественного освоения действительности и весь

опыт человечества. Философия обобщает эту инфор-

мацию во всеобщих категориях. Имеется несколько тео-

ретических моделей понимания категории всеобще-

го. Реализм - общее существует, помимо единичных

вещей, как их первооснова, свойство. Концептуа-

лизм - общее существует лишь как свойство абстра-

гирующего мышления. Репрезентативизм - общее

существует как свойство отдельных единичностей

представлять сущность класса однородных вещей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: