Теория познания, или гносеология, - это раз-
дел философии, в котором изучается п рирода позна-
ния и его возможности, отношение знания к реально-
сти, выявляются условия достоверности и истинности
познания. Познание можно определить как совокуп-
ность процессов, обеспечивающих человеку возмож-
ность получать, перерабатывать и использовать ин-
формацию о мире и о себе. В истории философии
вплоть до XIX в. определение понятия ≪познание≫
устанавливалось чаще всего путем сопоставления
знания с мнением и верой. В XX в. ≪познание≫ тоже
оказалось производным от ≪знания≫, причем крен
в сторону истинного, научного знания усилился.
Наиболее приемлемым можно считать подход к по-
знанию с позиции типов деятельности в пределах
субъектно-объектных отношений.
Деятельность субъекта расчленяется, как извест-
но, на три основных типа: практическую, ценностно-
ориентационную и познавательную. Необходимо со-
поставить последний тип с двумя предыдущими.
В отличие от практической познавательная деятель-
|
|
ность есть духовная деятельность, которая сама
не изменяет вещественно-субъектные, материальные
системы, не преобразует природу и общество. В пре-
делах же духовной деятельности в отличие от духов-
ной ценностно-ориентационной деятельности позна-
ние дает информацию не о ценностях, а о сущностях;
акт оценки, включенной в эту деятельность, есть осо-
знание того, что те или другие явления могут удовлет-
ворять наши потребности и интересы. В отличие от
этой деятельности познание есть деятельность по по-
лучению, хранению, переработке и систематизации
осознанных конкретно-чувственных и понятийных об-
разов. Знание же - результат познания. Видов позна-
ния будет столько же, сколько и видов знания. Виды
познания: обыденное, религиозное, мифологиче-
ское, художественное, научное, эмпирическое, теоре-
тическое и др.
Путь познания имеет свою собственную эволюцию
от способа отражения через способ познания
к научному методу. Эта эволюция принимает во вни-
мание средства элементарного отражения, которые
в основном одинаковы у человека и животного и раз-
личаются по степени развития. Осознание человеком
способа познания добавляет к его структуре новые
элементы: понятийный аппарат, систему общелоги-
ческих приемов познания, категориальный каркас
познания и его регулятор в виде системы принципов
и логики познания. Метод познания - это творче-
ская лаборатория субъекта познания, ориентирован-
ная на способы самодвижения и саморазвития объек-
та познания.
Метод определяется природой объекта и уровнем его
|
|
освоения. Выделяют общелогические приемы по-
знания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение,
индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование),
методы чувственного познания (наблюдение, опи-
сание, измерение, эксперимент) и рационального
(идеализацию, формализацию, аксиоматический, гипо-
тетико-дедуктивный методы, методы мысленного
эксперимента, единства исторического и логическо-
го) познания. Также существуют формы научного и вне-
научного познания.
человеком, опосредованных человеческим духом, со-
знанием. Двояким существованием характеризует-
ся и духовный мир человека, субъективный и объек-
тивный дух.
Помимо отмеченного, имеются еще и уровни бы-
тия; это существование в возможности и существо-
вание в действительности. Возможность не есть не-
бытие, оно обладает статусом существования, бытия.
Возможность есть потенциальное бытие, действи-
тельность - актуальное бытие. Рассмотрение бытия
составляет предмет особого раздела философии -
учения о бытии, онтологии. Впервые учение о бытии
обособляется в философии элеатов, противопостав-
ляющих бытие небытию и доказывающих невозмож-
ность последнего, поскольку оно не может быть по-
мыслено. Элеаты тем самым первыми выдвинули
тезис о тождестве бытия и мышления. В последую-
щей истории философской мысли сформировалось
несколько различных подходов к пониманию бытия.
Фактически все различия в философских воззрениях
касаются в первую очередь различий трактовки их
взаимоотношения и взаимодействия, и прежде всего
это различие состоит в вопросе о том, какая из форм
бытия является основной, исходной.
Так, материализм считает основной формой при-
родное бытие, а остальные - производными. Субъек-
тивный идеализм основной формой считает субъек-
тивное бытие; объективный идеализм - объективный
дух. Внутри этих течений существуют различия в по-
нимании исходных форм бытия. В зависимости от
того, что положено в основание мира, какой сфере
бытия приписывается первичность, все философы
делятся на материалистов и идеалистов.
кой срез предмета философии также берется в его
всеобщей определенности.
Философски всеобщее выражает факт раскола мира
на материальное и духовное и их взаимосвязь. Сло-
вом, в предмет философии входит только то из мате-
риально-всеобщего, что включено в создаваемую
человеком универсальную картину мира под призмой
таких понятий, как Истина, Красота, Добро и Справед-
ливость. Такие всеобщие в материальной действи-
тельности понятия могут служить человеку элемен-
тами для формирования мировоззрения.
Предмет философии в объектном смысле стабилен.
Он не ≪распочковывался≫, т. е. не разбирался на части
отдельными науками. Отличие философии от ми-
фологической, религиозной и обыденной форм миро-
воззрения состоит в глубокой связи с наукой.
Отличие от натуралистической формы, также входя-
щей в науку как сферу культуры, - в опоре на понятия (£)
и принципы какой-либо частной науки в решении миро-
воззренческих проблем, в широком базисе, включаю-
щем не только весь комплекс частных наук, но и опыт
художественного освоения действительности и весь
опыт человечества. Философия обобщает эту инфор-
мацию во всеобщих категориях. Имеется несколько тео-
ретических моделей понимания категории всеобще-
го. Реализм - общее существует, помимо единичных
вещей, как их первооснова, свойство. Концептуа-
лизм - общее существует лишь как свойство абстра-
гирующего мышления. Репрезентативизм - общее
существует как свойство отдельных единичностей
представлять сущность класса однородных вещей.