≪Культура≫ - термин латинского происхождения и пер-
воначально означал возделывание почвы, т. е. измене-
ние в природном объекте под воздействием человека
в отличие от изменений, вызванных естественными при-
чинами. Немецкие философы-просветители, обобщая
взгляды древних философов, определяли культуру как все
произведенное человеком за вычетом природного, т. е.
противоположное естественному состоянию. Слово ≪куль-
тура≫ начиная с древних эллинов и римлян обозначает
также обучение, образование, воспитание и совершен-
ствование человека в процессе его созидательной дея-
тельности.
Со второй половины XVIII в. культура рассматри-
валась:
1) как процесс развития человеческого разума и ра-
зумных форм жизни, противостоящих дикости и вар-
варству (французские просветители);
2) как историческое развитие человеческой духовно-
сти, обеспечивающей прогресс человечества (не-
мецкий классический идеализм);
3) как автономные системы ценностей и идей, опре-
деляющих тип социальной организации (неоканти-
анство).
В целом в познании культуры движение мысли идет
от отождествления культуры со всем, что сотворено
человеком, к анализу человеческой активности (дея-
тельности, поведения и общения), благодаря кото-
рой создается надприродная, искусственная сфера
человеческого бытия.
Важнейшими формами культуротворчества высту-
пают мораль, искусство и религия.
Мораль утверждает человечность, сдерживает
вошли в это перечисление. В структуре духовного ^эксцессы возврата к низшему, животному состоянию,