Закон отрицания отрицания - один из основ-
ных законов диалектики. Впервые возник и сформули-
рован в идеалистической системе Г. В. Ф. Гегеля.
Закон отрицания отрицания заключается в том,
что новое всегда отрицает старое, но постепенно само
становится старым и отрицается более новым. Закон
выражает преемственность, связь нового со старым,
повторяемость на высшей стадии развития некото-
рых свойств низшей стадии, обосновывает прогрес-
сивный характер развития.
В диалектике категория ≪отрицание≫ означает пре-
вращение одного предмета в другой при одновремен-
ном ≪уничтожении≫ первого. Но это такое ≪уничтоже-
ние≫, которое открывает простор для дальнейшего
развития и удерживает все положительное содержа-
ние пройденных ступеней. Диалектическое отрицание
порождается внутренними закономерностями явле-
ния, выступает как самоотрицание.
Из сущности диалектического отрицания вытекает
особенность развития, выражаемая двойным отрица-
нием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие
объекта вызывается внутренне присущими ему про-
тиворечиями (закон единства и борьбы противопо-
ложностей), наличием в нем собственного отрица-
ния. Противоречие разрешается в движении объекта
(и познания), что означает возникновение ≪третьего≫
по отношению к двум противоположностям.
Только через исследование закона отрицания от-
рицания как закона практической и теоретической
деятельности можно содержательно истолковать его
всеобщность. Так как основой человеческих отноше-
^чественными. Любой процесс развития одновременно ^ ний к внешнему миру является практика, ее особен-
ности обусловливают и теоретическое (познаватель-
ное) отношение. Оно состоит в том, что развиваю-
щийся объект воспроизводится только лишь в исто-
рии его познания, через диалектически отрицающие
друг друга теории и концепции.
Наличие в объекте (и в теории) возможности соб-
ственного отрицания раскрывается через деятель-
ность, вне которой оно непостижимо. Знание на каж-
дом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает
всеобщие определения предмета через воспроизве-
дение его в особенной форме. Это противоречие раз-
решается в деятельности, моментом которой являет-
ся знание. В этом движении происходит развитие
знания как всеобщего, отрицание одной теории дру-
гой, раскрываются законы движения предметного
мира как отрицание одного его состояния другим.
Здесь же содержится объяснение того факта, что от-
рицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняет-
ся в преобразованном виде. Ведь односторонний
подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходя-
щее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому раз-
витие научной теории возможно лишь при сохране-
нии всего положительного содержания отвергаемого
знания, включении его в состав новой теории.
В естествознании такое соотношение старой и но-
вой теории выражается как принцип. Таким образом
и раскрывается собственная диалектика объективно-
го мира. Вот почему закон отрицания отрицания вы-
ступает и как закон познания, и как закон объективного
мира. Закон относится к большим циклам развития,
образуя форму этого развития применительно к цело-
му; за его рамками возникает новое развивающееся
целое.
прерывен и непрерывен. При этом прерывность вы-
ступает в форме качественного скачка, а непрерыв-
ность - в форме количественного изменения. Марк-
сизм доказывал антинаучность взглядов буржуазных
идеологов и правых ревизионистов, сводящих разви-
тие общества к медленной эволюции, к мелким рефор-
мам, отрицающих скачки, революционные перевороты,
а также анархистов и ≪левых≫ ревизионистов, прене-
брежительно относящихся к длительной кропотливой
работе по собиранию сил, по организации и подготов-
ке масс для решающих революционных действий.
Диалектико-материалистическое понимание зако-
на перехода количественных изменений в качествен-
ные противоположно идеалистическому.
Г. В. Ф. Гегель, впервые сформулировавший этот
закон, мистифицировал его, как и другие законы диа-
лектики. Категории количества, качества и их взаи-
мопереходы выступают у него сначала в абстрактной
форме в лоне абсолютной идеи и лишь затем в при-
роде.
Марксистская философия рассматривала этот за-
кон не как предпосылку для конструирования мира,
а как результат изучения мира, как отображение того,
что происходит в реальной действительности.
Будучи важнейшим законом объективного мира,
этот закон является также и важнейшим принципом
познания мира и сознательного практического пре-
образования его.
С изменением условий общественного развития
изменяются и формы проявления законов диалек-
тики.
ния противоположностей развивали Н. Кузанский
и Д. Бруно. И. Кант ≪устранял≫ антиномии лишь за
счет дуалистического разрыва субъекта и объекта. По-
пытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалекти-
ческого противоречия (И.Фихте, Ф. Шеллинг,
Г. В. Ф. Гегель). Особенно велика в разработке этой
идеи заслуга философа-идеалиста Г. В. Ф. Гегеля.
Он каждый предмет обладает двумя главными качест-
вами - сходством и различием. Сходство, или тож-
дественность, означает равенство предмета самому
себе, в тот же момент в нем есть что-то, что нарушает
его тождественность. Борьба между сходством и раз-
личием одного предмета приводит к его изменению
(самоизменению), а значит, к движению. Марксизм ма-
териалистически истолковал и разработал закон един-
ства и борьбы противоположностей как закон позна-
ния и закон объективного мира [В. И. Ленин).
Подход к этому закону по принципу совпадения диа-
лектики, логики и теории познания был направлен
против сведения его к сумме примеров к пониманию
его как всеобщего закона бытия и мышления.
Объективная всеобщность этого закона - основа его
методологических функций в познании. Этот закон
определяет также и структуру научной теории как диа-
лектику раздвоения единого. Классический образец
такой структуры - ≪Капитал≫ К. Маркса. Диалектиче-
ское противоречие в познании не сводится к столкно-
вению тезиса и антитезиса. Оно заключается в дви-
жении к его разрешению. Понять диалектическое
противоречие - значит понять, как оно развивается
и разрешается.
С\1