Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания - один из основ-

ных законов диалектики. Впервые возник и сформули-

рован в идеалистической системе Г. В. Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том,

что новое всегда отрицает старое, но постепенно само

становится старым и отрицается более новым. Закон

выражает преемственность, связь нового со старым,

повторяемость на высшей стадии развития некото-

рых свойств низшей стадии, обосновывает прогрес-

сивный характер развития.

В диалектике категория ≪отрицание≫ означает пре-

вращение одного предмета в другой при одновремен-

ном ≪уничтожении≫ первого. Но это такое ≪уничтоже-

ние≫, которое открывает простор для дальнейшего

развития и удерживает все положительное содержа-

ние пройденных ступеней. Диалектическое отрицание

порождается внутренними закономерностями явле-

ния, выступает как самоотрицание.

Из сущности диалектического отрицания вытекает

особенность развития, выражаемая двойным отрица-

нием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие

объекта вызывается внутренне присущими ему про-

тиворечиями (закон единства и борьбы противопо-

ложностей), наличием в нем собственного отрица-

ния. Противоречие разрешается в движении объекта

(и познания), что означает возникновение ≪третьего≫

по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование закона отрицания от-

рицания как закона практической и теоретической

деятельности можно содержательно истолковать его

всеобщность. Так как основой человеческих отноше-

^чественными. Любой процесс развития одновременно ^ ний к внешнему миру является практика, ее особен-

ности обусловливают и теоретическое (познаватель-

ное) отношение. Оно состоит в том, что развиваю-

щийся объект воспроизводится только лишь в исто-

рии его познания, через диалектически отрицающие

друг друга теории и концепции.

Наличие в объекте (и в теории) возможности соб-

ственного отрицания раскрывается через деятель-

ность, вне которой оно непостижимо. Знание на каж-

дом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает

всеобщие определения предмета через воспроизве-

дение его в особенной форме. Это противоречие раз-

решается в деятельности, моментом которой являет-

ся знание. В этом движении происходит развитие

знания как всеобщего, отрицание одной теории дру-

гой, раскрываются законы движения предметного

мира как отрицание одного его состояния другим.

Здесь же содержится объяснение того факта, что от-

рицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняет-

ся в преобразованном виде. Ведь односторонний

подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходя-

щее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому раз-

витие научной теории возможно лишь при сохране-

нии всего положительного содержания отвергаемого

знания, включении его в состав новой теории.

В естествознании такое соотношение старой и но-

вой теории выражается как принцип. Таким образом

и раскрывается собственная диалектика объективно-

го мира. Вот почему закон отрицания отрицания вы-

ступает и как закон познания, и как закон объективного

мира. Закон относится к большим циклам развития,

образуя форму этого развития применительно к цело-

му; за его рамками возникает новое развивающееся

целое.

прерывен и непрерывен. При этом прерывность вы-

ступает в форме качественного скачка, а непрерыв-

ность - в форме количественного изменения. Марк-

сизм доказывал антинаучность взглядов буржуазных

идеологов и правых ревизионистов, сводящих разви-

тие общества к медленной эволюции, к мелким рефор-

мам, отрицающих скачки, революционные перевороты,

а также анархистов и ≪левых≫ ревизионистов, прене-

брежительно относящихся к длительной кропотливой

работе по собиранию сил, по организации и подготов-

ке масс для решающих революционных действий.

Диалектико-материалистическое понимание зако-

на перехода количественных изменений в качествен-

ные противоположно идеалистическому.

Г. В. Ф. Гегель, впервые сформулировавший этот

закон, мистифицировал его, как и другие законы диа-

лектики. Категории количества, качества и их взаи-

мопереходы выступают у него сначала в абстрактной

форме в лоне абсолютной идеи и лишь затем в при-

роде.

Марксистская философия рассматривала этот за-

кон не как предпосылку для конструирования мира,

а как результат изучения мира, как отображение того,

что происходит в реальной действительности.

Будучи важнейшим законом объективного мира,

этот закон является также и важнейшим принципом

познания мира и сознательного практического пре-

образования его.

С изменением условий общественного развития

изменяются и формы проявления законов диалек-

тики.

ния противоположностей развивали Н. Кузанский

и Д. Бруно. И. Кант ≪устранял≫ антиномии лишь за

счет дуалистического разрыва субъекта и объекта. По-

пытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалекти-

ческого противоречия (И.Фихте, Ф. Шеллинг,

Г. В. Ф. Гегель). Особенно велика в разработке этой

идеи заслуга философа-идеалиста Г. В. Ф. Гегеля.

Он каждый предмет обладает двумя главными качест-

вами - сходством и различием. Сходство, или тож-

дественность, означает равенство предмета самому

себе, в тот же момент в нем есть что-то, что нарушает

его тождественность. Борьба между сходством и раз-

личием одного предмета приводит к его изменению

(самоизменению), а значит, к движению. Марксизм ма-

териалистически истолковал и разработал закон един-

ства и борьбы противоположностей как закон позна-

ния и закон объективного мира [В. И. Ленин).

Подход к этому закону по принципу совпадения диа-

лектики, логики и теории познания был направлен

против сведения его к сумме примеров к пониманию

его как всеобщего закона бытия и мышления.

Объективная всеобщность этого закона - основа его

методологических функций в познании. Этот закон

определяет также и структуру научной теории как диа-

лектику раздвоения единого. Классический образец

такой структуры - ≪Капитал≫ К. Маркса. Диалектиче-

ское противоречие в познании не сводится к столкно-

вению тезиса и антитезиса. Оно заключается в дви-

жении к его разрешению. Понять диалектическое

противоречие - значит понять, как оно развивается

и разрешается.

С\1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: