Постоянное расширение и углубление знаний о ми-
ре привело к обращению внимания на проблему чело-
века. В древней мифологии и философии человек ис-
толковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн
универсума. Природа, человек и божество в древней-
шей картине мира слиты воедино. Человек выступал
как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макро-
космос).
Аристотель считал, что человек (свободный, а не
раб) есть общественное животное, наделенное разу-
мом, нравственно совершенствующееся в справед-
ливом государстве. Аристотель давал типологию раз-
личных ≪уровней≫ души, выделив растительную,
животную и разумную души.
Средневековая философия рассматривала че-
ловека как составную часть божественной упоря-
доченности в мире. В человеке усматривалась тра-
гическая расколотость. Он, владея божественным
даром - свободной волей, одновременно опускается
ниже любого скота, находится в рабстве у своих стра-
стей и влечений.
Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетич-
ной идеи о греховности плоти и земной жизни челове-
ка провозгласила его величие, свободу, достоинство,
могущество разума.
В Новое время внимание обращалось на внутренний
мир человека. Человека затмил его собственный разум,
человек стал познающим субъектом. Человек, оторван-
ный от Бога, сам стал вещью, оперирующей (действую-
щей) материальными и идеальными предметами.
Представители классической немецкой философии
пытались преодолеть механицистскую трактовку в по-
нимании человека.