И ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
Диалектика (греч. dialektike) - наука о наиболее
общих законах развития природы, общества и мыш-
ления. Уже античная философия акцентировала вни-
мание на изменчивости всего существующего. Дей-
ствительность понималась как процесс перехода
всякого свойства в противоположное {Гераклит,
пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не
применялся термин ≪диалектика≫. Первоначально
этим термином обозначалось искусство диалога
и спора. Платон определяет истинное бытие как тож-
дественное и неизменное. Тем не менее он обосно-
вывал диалектические выводы о том, что высшие роды
сущего могут мыслиться только так, что каждый из
них есть и не есть, равен себе самому и не равен,
тождествен себе и переходит в свое ≪иное≫.
Противоречие есть необходимое условие для по-
буждения души к размышлению. Это искусство и яв-
ляется, по Платону, искусством диалектики.
Развитие диалектики продолжали неоплатоники
{Плотин, Прокл). В философии феодального об-
щества (схоластике) диалектикой стали называть
формальную логику, которая была противопоставле-
на риторике.
В эпоху Возрождения диалектические идеи о ≪сов-
падении противоположностей≫ выдвигают Н. Кузан-
скийиДж. Бруно. В Новое время, несмотря^а засилье
метафизики, Р. Декарт и Б. Спиноза (первый -
в своей космогонии, второй - в учении о субстанции
как о самопричине) дают образцы диалектического
мышления. В XVIII в. во Франции богатством диалек-
тических идей выделяются Ж. Ж. Руссо и Д. Дид-
ро. В теории познания И. /Сайг развивает диалектические V