Основные точки зрения

НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

Познание представляет собой форму активной

Деятельности людей, направленную на приобретение

Знаний о мире. Знание - это результат познаватель-

Ной деятельности, выраженный в идеальных образах

И закрепленный в знаках естественных и искусствен-

Ных языков. Познание обусловлено общественно-

Исторической практикой. Это такое взаимодействие

Объекта и субъекта, результатом которого является

Новое знание о мире.

Представители такого учения, как агностицизм,

Отрицают (полностью или частично) принципиальную

Возможность познания реального мира, выявления

Его закономерностей и постижения объективной

Истины.

Сторонники скептицизма в отличие от агностиков

Не отрицают познаваемость мира, но либо сомневают-

Ся в возможности его познания, либо, совсем не со-

Мневаясь в этом, останавливаются на отрицательном

Результате. Подобный подход излишне субъективен,

Хотя скептицизм в каком-то определенном смысле спо-

Собствует преодолению заблуждений и достижению

Истины.

Материалистические теории познания строят-

Ся на понимании того, что познание - это отражение

Внешнего мира в голове человека, воспроизведение

Изучаемого объекта таким, каков он есть вне челове-

Ческого сознания. Приблизительно так материализм

XVII—IX вв. (Ф. Бэкон, М. Гоббс, Д. Локк,

П. Гольбах, Б. Спиноза,/!. Фейербах, Н. Черны-

шевский н др.), хотя и исходил из этого положения,

Но не выстраивал его последовательно. Ограничен-

Ность материалистов этого периода в понимании по-

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

Существует два вида познания: познание как

Процесс и как форма духовной деятельности. Как фор-

Ма духовной деятельности оно существует в общест-

Ве с момента его возникновения, проходя с ним

Определенные этапы развития. На каждом из этапов

Процесс познания осуществляется в многообразных

И взаимосвязанных социально-культурных формах,

Выработанных в ходе истории человечества. Следо-

Вательно, познание как целостный феномен нельзя

Сводить к какой-либо одной форме, даже такой важ-

Ной, как наука.

На ранних этапах развития истории человечества

Существовало обыденно-практическое познание,

Заложившее элементарные сведения о природе, а так-

Же о самих людях, их условиях жизни, общении, со-

Циальных связях и т. д. Основу данной формы познания

Составляли опыт повседневной жизни, практика людей.

Исторически первая форма - игровое познание

Как важный элемент деятельности не только детей,

Но и взрослых. В ходе игры человек выполняет актив-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: