Конец XIX - начало XX вв. - время перехода к но-

Вому типу рациональности. Этот переход исходил из того,

Что познающий субъект не отделен от предметного мира,

А находится внутри него. Мир раскрывает свои структу-

Ры и закономерности благодаря активной деятельности

Человека в мире. Лишь включеннность объектов в чело-

Веческую деятельность постигает их сущность и связи.

В. Гейзенберг бып первым, кто произнес фразу о том,

Что в общем случае разделение субъекта и объекта его

Наблюдения невозможно.

Развитие науки показало, что исключить субъектив-

Ное вообще из познания полностью невозможно даже

там, где ≪я≫, субъект играет крайне незначительную

Роль. С появлением квантовой механики возникла

Другая философская проблема. Она ставит в зависи-

Мость состояние объективного мира от активной дея-

Тельности наблюдателя. В результате, существовав-

Шее долгое время представление о материальном

Мире как о некоем сугубо объективном, независимом

Ни от какого наблюдения оказалось сильно упрощен-

Ным. На деле невозможно полностью отвлечься от

Человека и его вмешательства в природу, тем более

В общественные процессы.

Также в рамках мифологии зарождается художест-

Венно-образная форма познания, которая в даль-

Нейшем получила выражение в искусстве. Хотя оно

Специально и не решает познавательных задач, но

Содержит в себе достаточно мощный гносеологичес-

Кий потенциал. Художественно осваивая действи-

Тельность в различных своих видах, удовлетворяя

Эстетические потребности людей, искусство одновре-

Менно познает мир, а человек творит его, в том числе

И по законам красоты.

Древнейшими формами познания являются фи-

Лософское и религиозное познания. Религиоз-

Ное, будучи фантастическим отражением действи-

Тельности, содержит в себе определенные знания

О ней, хотя нередко и превратные. В религиозном по-

Знании соединяется эмоциональное отношение

К миру с верой в сверхъестественное.

Говоря о многообразии форм познавательной дея-

Тельности, нельзя обойти вниманием достаточно извест-

Ную концепцию личностного знания, разработан-

ную британским ученым М. По паи и. Он подразумевал

Под знанием активное постижение познаваемых вещей,

Действие, требующее особого искусства и особых инст-

Рументов. Поскольку науку делают люди, то получаемые

В процессе научной деятельности знания (как и сам этот

Процесс) не могут быть деперсонифицированными.

Типологизация знания может быть проведена по са-

Мым различным основаниям (критериям). В этой связи

Выделяют, например, знания рациональные и эмоцио-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: