Ную познавательную деятельность, приобретает боль-

Шой объем новых знаний, впитывает в себя богатства

Культуры: деловые игры, спортивные игры, игра акте-

Ров и т. п.

Важную роль на начальном этапе истории челове-

Чества играло мифологическое познание. Оно

Представляет собой фантастическое отражение

Реальности, является бессознательно-художественной

≪переработкой≫ природы и общества народной фан-

Тазией.

В рамках мифологии вырабатывались определен-

Ные знания о природе, космосе, о самих людях, их

^условиях бытия, формах общения и т. д.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Любая деятельность как форма активного отноше-

Ния человека к миру - взаимодействие субъекта и объек-

Та. Субъект - это носитель материальной и духов-

Ной деятельности, источник активности, направленной

На объект. Объект противостоит субъекту. В послед-

Нее время возрос интерес к анализу новых тенденций

В развитии теории познания, к приведению ее содер-

Жания в соответствие с новым этапом развития со-

Временной науки.

Важные перемены в теории познания связаны с раз-

Витием и введением в сферу науки сложных, само-

Организующихся, целостных, саморазвивающихся

Систем, в том числе и прямо (Пропорциональных чело-

Веку (биотехнология, экология, информатика, социокуль-

Турная сфера и т. п.). Все более расширяется проб-

Лемное поле гносеологии, в него входят новые вопросы

Социокультурной детерминации объектов познания,

Трансляции знаний и коммуникации между субъектами

Познания, многосложные взаимозависимости между

Деятельностью людей и ее культурно-историческим

Контекстом.

А это ведет к тому, что граница между объектом

И субъектом познания становится все более услов-

Ной и относительной.

Неклассическое естествознание (первая по-

ловина XX в.) показало, что ≪печать субъективности

лежит на фундаментальных законах физики≫ [А. Эд-

дингтон), что ≪субъект и объект едины, между ними

не существует барьера≫ (Э. Шредингер), что ≪со-

Знание и материя являются различными аспектами

одной и той же реальности≫ (К. Вайцзеккер) и т. п.

А Луиде Бройль считал, что квантовая физика во-

Не ведет больше к объективному описанию

внешнего мира≫ - такой вывод выражает крайнюю

Позицию.

Идеалом научного познания в XVIII-XIX ев. было

Полное устранение познающего субъекта из научной

картины мира, изображение мира ≪самого по себе≫,

Независимо от средств и способов, которые приме-

Нялись при получении необходимых для его описания

Сведений. Естествознание XX в. показало неотрыв-

Ность субъекта, исследователя от объекта, зависи-

Мость знания от методов и средств его получения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: