Шой объем новых знаний, впитывает в себя богатства
Культуры: деловые игры, спортивные игры, игра акте-
Ров и т. п.
Важную роль на начальном этапе истории челове-
Чества играло мифологическое познание. Оно
Представляет собой фантастическое отражение
Реальности, является бессознательно-художественной
≪переработкой≫ природы и общества народной фан-
Тазией.
В рамках мифологии вырабатывались определен-
Ные знания о природе, космосе, о самих людях, их
^условиях бытия, формах общения и т. д.
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
Любая деятельность как форма активного отноше-
Ния человека к миру - взаимодействие субъекта и объек-
Та. Субъект - это носитель материальной и духов-
Ной деятельности, источник активности, направленной
На объект. Объект противостоит субъекту. В послед-
Нее время возрос интерес к анализу новых тенденций
В развитии теории познания, к приведению ее содер-
Жания в соответствие с новым этапом развития со-
Временной науки.
Важные перемены в теории познания связаны с раз-
|
|
Витием и введением в сферу науки сложных, само-
Организующихся, целостных, саморазвивающихся
Систем, в том числе и прямо (Пропорциональных чело-
Веку (биотехнология, экология, информатика, социокуль-
Турная сфера и т. п.). Все более расширяется проб-
Лемное поле гносеологии, в него входят новые вопросы
Социокультурной детерминации объектов познания,
Трансляции знаний и коммуникации между субъектами
Познания, многосложные взаимозависимости между
Деятельностью людей и ее культурно-историческим
Контекстом.
А это ведет к тому, что граница между объектом
И субъектом познания становится все более услов-
Ной и относительной.
Неклассическое естествознание (первая по-
ловина XX в.) показало, что ≪печать субъективности
лежит на фундаментальных законах физики≫ [А. Эд-
дингтон), что ≪субъект и объект едины, между ними
не существует барьера≫ (Э. Шредингер), что ≪со-
Знание и материя являются различными аспектами
одной и той же реальности≫ (К. Вайцзеккер) и т. п.
А Луиде Бройль считал, что квантовая физика во-
Не ведет больше к объективному описанию
внешнего мира≫ - такой вывод выражает крайнюю
Позицию.
Идеалом научного познания в XVIII-XIX ев. было
Полное устранение познающего субъекта из научной
картины мира, изображение мира ≪самого по себе≫,
Независимо от средств и способов, которые приме-
Нялись при получении необходимых для его описания
Сведений. Естествознание XX в. показало неотрыв-
Ность субъекта, исследователя от объекта, зависи-
Мость знания от методов и средств его получения.
|
|