Ческим рецептам поведения человека в обществе.
Платонизм, 428-348 гг. до н. э. Философия
Объективного идеализма.
Идеи (высшая из них - благо) - вечные и неизмен-
Ные умопостигаемые прообразы вещей, всего
Изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей.
Познание (анамнесис) - воспоминание души об
Идеях, которые она созерцала до соединения с те- -
Лом. Любовь к идее (эрос) - побуждение к духовному
Восхождению. Структура мира: Божественный разум
(демиург - мастер), мировые душа и тело.
Идеальное государство - иерархия трех сосло-
Вий: правители-мудрецы; воины и чиновники; крестья-
Не и ремесленники (как три части души: разумная,
Аффективная и вожделеющая).
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (ОБЗОР)
Эпоха Возрождения - переход от Средневековья
К Новому времени (XIV—VII вв.)
Средневековая философия оформила принцип
Абсолютной личности - Бога; земная жизнь чело-
Века - подготовка к загробной под руководством церк-
|
|
Ви. Переход к городскому образу жизни, развитие
Промышленности выявляют значимость человека,
Его тпорческую РКТИСНОСТЬ.
В новых воззрениях - преемственность от средне-
Поковья и античности.
Возрождение античного наследия {Н Кузан-
Ский, М, Фичино, Леонардо да Винчи, Мике-
Ланджело, Дж. Бруно).
Вершина античной философии - неоплатонизм;
Единое благо - мировой Ум - мировая Душа - Космос.
В средневековой философии это трансформировалось
В: Бог-Отец - Христос - Святой Дух - все сущее. Сдвиг
В сторону субъекта - абсолютной личности. В эпоху Воз-
Рождения - еще шаг в эту сторону - к атропоцент-
Ризму: в центре мироздания - человек. Теоцентризм
Сохраняется.
Однако интересует человек: его природа, самоценность,
Творчество, красота и самоутверждение. Образуются два
Центра, совместить которые не удается.
Однако цельность философских систем интересует
Меньше, чем человек.
Философы эпохи Возрождения максимально исполь-
Зовали античный и средневековый неоплатонизм: от
Первого - эстетическое внимание к телесному, природ-
Ному; от второго,, - понимание человека как одухотво-
Ренной личности (антропологический неоплатонизм).
Человек - творец и художник - ≪перенимает≫ твор-
Ческую функцию Бога. Творения реализует в телесном,
В совершенном единении его с духовным. Совершен-
Ство - это красота.
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
(PERSONALIA) ИТАЛИЯ
Данте Алигьери (1265-1321) - ≪Божествен-
|
|
ная комедия≫, статьи - итог средневековой культуры,
Синтез поэзии, философии, теологии. У человека -
Двоякая природа - смертная и бессмертная, двой-
ное предназначение:
1) земная добродетель;