Два пути:
1) ≪философских наставлений≫ - в гражданском
Обществе под предводительством государя, открыт
благодаря человеческому разуму;
2) ≪наставлений духовных, превосходящих че-
ловеческий разум≫ - в вере под руководством
Церкви, открыт благодаря Духу Святому.
У человека - свободная воля, определяющая его
достоинство и ответственность за содеянное.*
Франческо Петрарка (1304—374) - двойное
Предназначение человека, чья земная жизнь само-
Ценна. Отказ от схоластики Аристотеля.
К. Салютати (1331 -1406) - развитие и оформле-
Ние гуманистической программы А. Данте и Ф. Пет-
Рарки Жизнь дана Богом. Главное - воспитание
Нового человека, обладающего humanitas - способно-
Стью к добродетели, вырабатываемой упорным трудом
В образовании и работой души в жизни. Главные науки -
Гуманитарные: грамматика, риторика и философия, центр
Которой (этика) - путь к совершенству.
Основные идеи гуманизма развивались в творчест-
|
|
Ве Дж. Бруно (1548-1600), Лоренцо Валла
(1407-1457), М. Фичино (1433-1499), Помпо-
Нацци (1462—525), Пикодела Мирандолла
(1463-1494).
Обосновывая идею свободы и достоинства челове-
Ка, они пытаются сплавить воедино наследие Платона
^и Аристотеля, каббалу, зороастризм, герметизм -
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
(PERSONALIA) ЕВРОПА
В Европе Возрождение было больше связано с идеями
Нового времени.
Эразм Роттердамский (1469-1536) - против-
Ник философии аристотелевско-схоластического типа
С ее логикой, метафизикой, физикой; сторонник со-
Кратовского мудрого понимания жизни. Философия Воз-
Рождения - христианская мудрость в Евангелиях
И Деяниях апостолов. Для того чтобы вернуться
К истокам, нужна религиозная реформа. Путь земной
Жизни самоценен, прост, указан Христом: искренняя
Вера, милосердие без лицемерия и беспорочная на-
Дежда, свободы воли. Христианский гуманизм пред-
Варил идеи реформаторства.
Мартин Дютер (1483-1546) - вождь про-
Тестантизма, отвергавший основные догматы католи-
Цизма, но отрицавший свободу воли.
Под влиянием Э. Роттердамского, христианско-
Го гуманизма, идей и практики церковной реформа-
Ции находились Т. Мор (1479-1555) - основатель
Утопического социализма; теоретики естественного
Права Ж. Боден (1530-1596), А. Альтру-
Зий(1577-1638), Г. Грокий(1583-1645), которые
Разделяют право Божественное и человеческое,
Вытекающее из природы человека и постигаемое че-
Ловеческим разумом, выступающим в многообразных
|
|
Исторически обусловленных формах. Государство мо-
Жет требовать от подданных лишь признания общих
Религиозных идей. Это естественная религия, пости-
Гаемая естественным разумом без вмешательства
Откровения.