Тический вкус и эстетическая оценка

Сматривали эстетические явления как порождение

Духа, объективного или субъективного.

Откровенной враждебностью всему земному про-

Низана эстетика Средневековья, провозгласившая

Бога источником всякой красоты и воплощением кра-

Соты высочайшей (Августин Блаженный). В Новое

время И. Кант выдвигает положение о полной ≪неза-

интересованности≫ эстетического суждения. Проти-

Вопоставив красоту пользе, совершенство художест-

Венной формы - идейному содержанию, он оказал

Влияние на развитие формалистической эстетики.

В противоположность идеалистам материалистиче-

Ская эстетика искала объективные эстетические за-

Кономерности в самой действительности, доказыва-

Ла необходимость правдивого воспроизведения ее

В искусстве, активного участия искусства в идейной

Борьбе общества.

Свое наивысшее развитие домарксистская ма-

Териалистическая эстетика получила в трудах рус-

Ских революционных демократов В. Белинского,

Н. Чернышевского, Н. Добролюбова (разработ-

Ка закономерностей реалистического искусства, прин-

Ципов идейности и народности искусства и т. д.).

Поворот в истории эстетики связан с применением

К ее области марксистского метода исследования -

Диалектического и исторического материализма.

Проблематика и задачи марксистско-ленин-

Ской эстетики определяются главным образом тем,

Что ее специфический предмет - эстетическое освое-

Ние человеком мира - состоит из трех неразрывно

связанных между собой сторон:

1) эстетического в объективной действительности;

2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание);

Искусства (как своеобразного единства субъектив-

Но- и объективно-эстетического).

СО

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

Рассматривая проблему смысла человеческого

Бытия, необходимо вспомнить определение, данное

Немецким философом конца XIX - начала XX в.

Э. Кассир ер ом. человек прежде всего животное

Символическое, живущее в новой, созданной им са-

Мим реальности - символическом универсуме,

Состоящем из бесчисленного множества символиче-

Ских нитей, на которые опирается каждый из составляю-

Щих эти нити символов. Символ многозначен, бес-

Конечен и бездонен, не столько концентрат знания,

Сколько указание, обозначение определенной направ-

ленности, ≪план, проект или программа жизнедеятель-

ности≫ (М. Бахтин).

Содержание смысла не сводится к значению поня-

Тия, т. е. к простому представлению предмета в зна-

Нии. Смысл выражает не значение, а значимость.

Значение отвечает на вопросы: что это; что это та-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: