Сматривали эстетические явления как порождение
Духа, объективного или субъективного.
Откровенной враждебностью всему земному про-
Низана эстетика Средневековья, провозгласившая
Бога источником всякой красоты и воплощением кра-
Соты высочайшей (Августин Блаженный). В Новое
время И. Кант выдвигает положение о полной ≪неза-
интересованности≫ эстетического суждения. Проти-
Вопоставив красоту пользе, совершенство художест-
Венной формы - идейному содержанию, он оказал
Влияние на развитие формалистической эстетики.
В противоположность идеалистам материалистиче-
Ская эстетика искала объективные эстетические за-
Кономерности в самой действительности, доказыва-
Ла необходимость правдивого воспроизведения ее
В искусстве, активного участия искусства в идейной
Борьбе общества.
Свое наивысшее развитие домарксистская ма-
Териалистическая эстетика получила в трудах рус-
|
|
Ских революционных демократов В. Белинского,
Н. Чернышевского, Н. Добролюбова (разработ-
Ка закономерностей реалистического искусства, прин-
Ципов идейности и народности искусства и т. д.).
Поворот в истории эстетики связан с применением
К ее области марксистского метода исследования -
Диалектического и исторического материализма.
Проблематика и задачи марксистско-ленин-
Ской эстетики определяются главным образом тем,
Что ее специфический предмет - эстетическое освое-
Ние человеком мира - состоит из трех неразрывно
связанных между собой сторон:
1) эстетического в объективной действительности;
2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание);
Искусства (как своеобразного единства субъектив-
Но- и объективно-эстетического).
СО
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?
Рассматривая проблему смысла человеческого
Бытия, необходимо вспомнить определение, данное
Немецким философом конца XIX - начала XX в.
Э. Кассир ер ом. человек прежде всего животное
Символическое, живущее в новой, созданной им са-
Мим реальности - символическом универсуме,
Состоящем из бесчисленного множества символиче-
Ских нитей, на которые опирается каждый из составляю-
Щих эти нити символов. Символ многозначен, бес-
Конечен и бездонен, не столько концентрат знания,
Сколько указание, обозначение определенной направ-
ленности, ≪план, проект или программа жизнедеятель-
ности≫ (М. Бахтин).
Содержание смысла не сводится к значению поня-
|
|
Тия, т. е. к простому представлению предмета в зна-
Нии. Смысл выражает не значение, а значимость.
Значение отвечает на вопросы: что это; что это та-