Жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь
И потому имеет для человека абсолютный смысл, есть
Не что иное, как действенное соучастие в Богочело-
Веческой жизни. Бог сотворил человека по своему
Образу и подобию. И мы своей жизнью должны про-
Явить его. Эмпирическая жизнь бессмысленна.
В основе второго подхода лежит мирская рели-
Гиозная идея. Человек способен переустроить мир на
Началах добра и справедливости. Движение к этому
Светлому будущему есть прогресс Прогресс предпо-
Лагает цель, а цель придает смысл человеческой
Жизни. Критики давно заметили, что в рамках этого
Подхода будущее обоготворяется за счет настоящего
И прошлого. Прогресс превращает каждое человече-
Ское поколение, каждого человека, каждую эпоху
В средство и орудие для окончательной цели - со-
Вершенства, могущества и блаженства грядущего че-
ловечества, в котором никто из нас ≪не будет иметь
удела≫ (Н.Бердяев).
В соответствии с третьим подходом жизнь не
Имеет определенного, раз и навсегда заданного смыс-
Ла. Только мы сами сознательно или стихийно, наме-
Ренно или невольно посредством нашего бытия при-
Даем ей смысл и тем самым выбираем и созидаем
свою человеческую сущность. ≪Только мы и никто
другой≫, - пишет в своей книге ≪Время челоаече-
ского бытия≫ известный отечественный философ
Н. Н. Трубников. Ахиллесова пята этого подхода -
Релятивизм и субъективизм.
Если говорить об общем, что можно обнаружить
В трех рассматриваемых подходах, то обнаруживает-
Ся довольно сложный состав, оценка которого не
Может быть однозначной.
С одной стороны, нельзя не сказать, что при всей
Важности вопрос о смысле жизни не должен быть
Абсолютизирован, ибо он способен поработить чело-
века при помощи общих идей, подменить ≪драму жиз-
ни≫ ≪логикой жизни≫, вносимой в эту жизнь извне.
С другой стороны, всем им присущи стремление
К человеческой солидарности и заинтересованность
В становлении гуманности. Личный жизненный смысл,
Пишет австрийский психолог и психиатр А. Адлер,
Не является таковым вообще. Смысл возможен толь-
Ко в общении с окружающими. Смысл жизни тоже.
Смысл, если он проявляется в жизни, всегда один:
≪Жизнь означает вклад в общее дело≫. Всегда, про-
Должает Л. Адлер, были люди, которые знали и помни-
Ли, что внимание к делам человечества должно быть
Смыслом жизни.
Понятно, что ≪противоядием≫ против превращения
Человечества в человечество с большой буквы и об-
Щую идею, должна быть связь с конкретным челове-