Подход мыслится как религиозное истолкование

Жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь

И потому имеет для человека абсолютный смысл, есть

Не что иное, как действенное соучастие в Богочело-

Веческой жизни. Бог сотворил человека по своему

Образу и подобию. И мы своей жизнью должны про-

Явить его. Эмпирическая жизнь бессмысленна.

В основе второго подхода лежит мирская рели-

Гиозная идея. Человек способен переустроить мир на

Началах добра и справедливости. Движение к этому

Светлому будущему есть прогресс Прогресс предпо-

Лагает цель, а цель придает смысл человеческой

Жизни. Критики давно заметили, что в рамках этого

Подхода будущее обоготворяется за счет настоящего

И прошлого. Прогресс превращает каждое человече-

Ское поколение, каждого человека, каждую эпоху

В средство и орудие для окончательной цели - со-

Вершенства, могущества и блаженства грядущего че-

ловечества, в котором никто из нас ≪не будет иметь

удела≫ (Н.Бердяев).

В соответствии с третьим подходом жизнь не

Имеет определенного, раз и навсегда заданного смыс-

Ла. Только мы сами сознательно или стихийно, наме-

Ренно или невольно посредством нашего бытия при-

Даем ей смысл и тем самым выбираем и созидаем

свою человеческую сущность. ≪Только мы и никто

другой≫, - пишет в своей книге ≪Время челоаече-

ского бытия≫ известный отечественный философ

Н. Н. Трубников. Ахиллесова пята этого подхода -

Релятивизм и субъективизм.

Если говорить об общем, что можно обнаружить

В трех рассматриваемых подходах, то обнаруживает-

Ся довольно сложный состав, оценка которого не

Может быть однозначной.

С одной стороны, нельзя не сказать, что при всей

Важности вопрос о смысле жизни не должен быть

Абсолютизирован, ибо он способен поработить чело-

века при помощи общих идей, подменить ≪драму жиз-

ни≫ ≪логикой жизни≫, вносимой в эту жизнь извне.

С другой стороны, всем им присущи стремление

К человеческой солидарности и заинтересованность

В становлении гуманности. Личный жизненный смысл,

Пишет австрийский психолог и психиатр А. Адлер,

Не является таковым вообще. Смысл возможен толь-

Ко в общении с окружающими. Смысл жизни тоже.

Смысл, если он проявляется в жизни, всегда один:

≪Жизнь означает вклад в общее дело≫. Всегда, про-

Должает Л. Адлер, были люди, которые знали и помни-

Ли, что внимание к делам человечества должно быть

Смыслом жизни.

Понятно, что ≪противоядием≫ против превращения

Человечества в человечество с большой буквы и об-

Щую идею, должна быть связь с конкретным челове-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: