Ком в духе кантовского императива, сформулирован-

ному им в ≪Основоположениях к метафизике нравов≫:

≪Действуй так, чтобы ты никогда не относился к чело-

Вечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого дру-

Гого, только как к средству, но и всегда в то же время

и как к цели≫.

Основополагающим принципом этики понятие от-

Ветственности стало лишь в 80-е г. XX в.

Можно выделить две концепции ответственности:

Классическую и неклассическую. Согласно класси-

Ческой концепции субъект действия несет ответ-

Ственность за его последствия. Как носитель ответ-

Ственности субъект должен быть самостоятельным

И свободным; мы еще раз убеждаемся, что свобода

И ответственность взаимосвязаны. Субъект действия

Должен быть в состоянии предусмотреть последствия

Своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он

действует самостоятельно, а не в качестве ≪винти-

ка≫. Наконец, субъект действия должен отвечать пе-

Ред кем-то: перед судом, начальником, Богом или

Своей собственной совестью. Отвечать приходится

За содеянное, за последствия действий, которые ста-

Вят их субъекта в положение обвиняемого. Этика от-

Ветственности - это этика поступка; если поступок не

Состоялся, нет и ответственности.

Там, где субъект выступает участником группы, где

Из-за разделения функций невозможно предусмотреть

Последствия своих действий, необходима новая, не-

Классическая концепция ответственности, ибо

В описанной ситуации классическая концепция теря-

Ет свою применимость из-за того, что условия ее пра-

Вомерности не выполняются. Субъект действия ответ-

Ствен теперь изначально не за неудачи своих действий

В рамках заданной организационной структуры, а за

Успех порученного дела. Несмотря на неопределен-

Ность, субъект решает задачу правильной организа-

Ции дела, управления ходом его осуществления; те-

Перь ответственность связана не с абсолютной

Свободой человека, а с нормами и функциями де-

Мократического общества.

зывающим и связывающим≫ - это высший момент

Понимания, и более того, совершенно необходимое

Условие жизнедеятельности каждого человека.

Для тех, кто не знает, ≪чего он хочет и что он дол-

жен≫, характерны особые психогенные неврозы, тре-

Бующие особых методов лечения, устраняющих эк-

Зистенциальный смысложизненный вакуум.

Это подтверждают исследования по психологии

Лиц, совершавших уголовные преступления, алкого-

Ликов, безработных, людей, совершавших самоубий-

Ство или покушавшихся на него, и ряда других катего-

Рий.

Сказанное о смысложизненной природе человека

Позволяет понять все значение проблематики смыс-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: