Методические указания. Идеи русской философии следует рассматривать в контексте всей духовной культуры и в первую очередь в их связи с религиозным мировоззрением и православным

Идеи русской философии следует рассматривать в контексте всей духовной культуры и в первую очередь в их связи с религиозным мировоззрением и православным опытом. Нужно отметить, что даже традиционные для мировой философии понятия в трудах русских философов получили своеобразное преломление. Кроме того, русской философией были созданы и продуктивно использованы специфические понятия: соборность, всеединство, общее дело, симфоническая личность и т.д. Многим русским философам свойственно обращаться к проблемным областям общественного бытия, исследовать вопросы права (И.А. Ильин), общественного развития (П.И. Новгородцев, М.А. Бакунин). Внимание к нравственному состоянию человека и общества у всех без исключения русских философов настолько велико, что, помимо социального и культурного практического значения эта проблема у многих из них приобретает ещё и сотериологическое (спасительное для души человека), то есть, снова религиозное значение. Выбор между философией и религиозно-богословской деятельностью порой был для мыслителя непрост и даже трагичен. В первой половине 20-го века среди жертв тоталитарной советской идеологии и политики оказались лучшие представителя отечественной философской мысли.

Одним из наиболее показательных направлений русской религиозной философии является софиология. Она опирается на идущую от Соловьева традицию выделения в самом Абсолюте Софии — как второго полюса, непосредственной возможности бытия, первой материи. В мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочеловеческий организм все человечество. София в этом смысле является идеальным человечеством, социальным идеалом, определяющим цель и направленность исторического процесса как процесса Богочеловеческого.

Для Флоренского София — не метафизическая сущность, логически определяемая, но религиозная реальность, постигаемая интуитивно. В самом широком понимании София — это тварное бытие с точки зрения божественного замысла о нем, субстантивированный образ, который реально может быть представлен в виде софийной иерархии восхождения к Богочеловеку. В наиболее систематической форме София представлена у Булгакова. Булгаков рассматривает Софию как соединяюще-разъединяющее, посредствующее между Богом и миром начало, имеющее ипостасную природу. В обращении к Богу София есть Его образ, идея, имя. В отношении к миру — вечная основа мира, горний (высший, небесный) мир умопостигаемых вечных идей.

Особое внимание при рассмотрении проблем религиозной философии необходимо уделить онтологии С.Л. Франка. Реальность, согласно Франку рационально-сверхрациональна. Она не редуцируется только к опытно данному для субъекта ("доступное"), действительности (эмпирической реальности), существующей вне и независимо от сознания. Она также и трансцендентна субъекту ("непостижимое"), целостно и нерасчленяемо обнаруживаема как внутренний мир человека и его сознание, соединяющие его с основой всего сущего. Это духовная (подлинная) реальность, для себя сущая и в себе самой открывающаяся. Примечательно произведение С.Л. Франка «Смысл жизни», где дана внушительная панорама возможных воззрений по поводу смысла и назначения человека и его жизни, приведена авторская позиция.

Российские представители основных западноевропейских философских направлений изучали соответствующие труды не только по печатным изданиям: владея несколькими европейскими языками, отечественные мыслители имели возможность путешествовать, встречаться с европейскими коллегами, слушать их лекции и участвовать в беседах в Германии, Франции, Польше, Чехии. Н.А. Бердяев представляет русский вариант христианского направления экзистенциализма, постулируя онтологическое и нравственное первенство личности, её свободы и творчества; Н.О. Лосский в духе интуитивизма предпринимает попытку расширить границы человеческого познания; Г.Г. Шпету принадлежат работы по исследованию феноменов языка, слова и речи, смысла текста и высказывания. Н.О. Лосскому принадлежит классический труд «История русской философии». Г.Г. Шпет, высказываясь о значении русской философии, оценивал её заслуги весьма невысоко в сравнении с западноевропейской, скептически относился к возможностям отечественной мысли в плане именно философии. Среди русских мыслителей встречаются и гегельянцы, шеллингианцы, неокантианцы, неоплатоники (С.Л. Франк), позитивисты, марксисты. Не следует, однако, из этих определений делать поспешных выводов об ограниченности исследовательских позиций философов: нередко в процессе личностного и духовного роста философ резко или постепенно менял пристрастия (например, С.Н. Булгаков).

Русский космизм представлен тремя направлениями, на которые может быть с известной условностью подразделён: естественнонаучный, религиозный, художественно-литературный. Уместно сравнить представления о Космосе у древних греков и в русском космизме: тема Космоса и мироздания не покидает людей, даже вооружённых современными научными средствами познания. Космизм служит типичным примером склонности русской философской мысли к синтезу и интеграции, целостности и органической упорядоченности; всё это достигается как научными, так и религиозными путями.

Современный этап развития духовной культуры России характеризуется как возрождение национальной философской традиции, которая, будучи выраженной на философском языке конца ХХ в., оказывается чрезвычайно созвучной переходному характеру национальной и мировой истории. В отечественных периодических изданиях последних лет всё чаще и всё острее поднимается вопрос о дальнейшей судьбе русской философии, о её самостоятельности и особенно исторической преемственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: