Анализ безубыточности, график безубыточности

Важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности предприятия и установления, при каких объемах выпуска производство будет рентабельным, а при каких оно не будет давать доход. С этой целью рассчитывают:

-безубыточный объем продаж, при котором обеспечивается полное возмещение постоянных издержек предприятия;

-объем продаж который гарантирует предприятию необходимую сумму дохода;

-зону безубыточности предприятия (запас финансовой устойчивости).

Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически. Графическое построение модели приведено на рисунке

Рис. 11.2 График расчета мертвой точки

Приведенное графическое представление взаимосвязи выручки и расходов от объема выпуска продукции основано на предположении об их прямо пропорциональной зависимости. Такое предположение весьма условно. Многочисленные исследования показали, что зависимость носит нелинейный характер, поэтому график может быть трансформирован следующим образом:

Рис.11.3 Графическое представление нелинейной зависимости показателей

Данная зависимость показывает, что область дохода не является неограниченной — при достижении некоторого объема производства дальнейшее его расширение становится экономически неэффективным. С логической точки зрения такое поведение анализируемых показателей вполне реально и оправданно. Практическое построение кривых затруднено, поскольку требует тщательного разделения издержек по видам.

Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:

где S — реализация в стоимостном выражении;

VC — переменные производственные расходы;

FC — условно-постоянные производственные расходы;

GI — прибыль до вычета процентов и налогов.

Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем:

где k— коэффициент пропорциональности.

Критическим считается объем реализации, при котором валовой доход равен нулю.

Показатель S в этой формуле характеризует критический объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его Sm, имеем:

Эту формулу можно представить в более наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем следующие дополнительные обозначения:

Q — объем реализации в натуральном выражении;

Р — цена единицы продукции;

V — переменные производственные расходы на единицу продукции;

Qc — критический объем продаж в натуральных единицах.

Преобразуя формулу, имеем:

Знаменатель дроби в данной формуле называется удельной маржинальной прибылью (С = Р - V) и характеризует величину маржинальной прибыли, приходящейся на единицу продукции. Можно привести и другую интерпретацию этого показателя, кстати широко распространенную в управленческом учете и финансовом менеджменте: он дает количественную оценку вклада единицы продукции в величину генерируемой маржинальной прибыли. Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост: она характеризует количество единиц продукции, реализация которой обеспечит получение маржинальной прибыли, равной сумме условно-постоянных расходов. Очевидно, что формула может быть легко трансформирована в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах (Qj), обеспечивающего заданное значение прибыли до вычета процентов и налогов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: