Первый параграф начинается с аннотации. Аннотация [от латинского annotatio – примечание, пометка] – краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая ее содержание, идейную направленность, назначение и другие особенности. Цель аннотации – зафиксировать для памяти основную мысль или основные идеи, положения аннотируемой работы. Объем аннотации, как правило, равен одному небольшому абзацу и зависит от объема аннотируемой работы. В оптимальной по размеру аннотации содержится 3-5 единиц информации, то есть это 3-5 фраз, в которых отражаются основные положения данной работы.
Аннотация к главе курсовой/дипломной работы включает количество единиц информации равное количеству параграфов в данной главе. По сути, это связное изложение названий параграфов данной главы.
Аннотация к параграфу представляет собой своеобразный план параграфа, в котором отражается логика изложения его содержания.
В первом параграфе первой главы, как говорилось выше, дается характеристика ключевого понятия исследования. Это необходимо для представления степени разработанности проблемы исследования в педагогической теории, а также для того, чтобы показать, как подходит исследователь к трактовке данного понятия. В этом параграфе на основе анализа литературных источников кратко представляется история вопроса, разрабатывается понятийный аппарат исследования, раскрывается содержание ключевого понятия, (которое отражено в теме исследования) и понятий, являющихся для него базовыми. Если, например, ключевым понятием исследования, зафиксированным в теме, является представление учащихся о нравственных ценностях, то базовыми для него (то есть требующими отдельного рассмотрения) будут понятия «нравственность», «нрав», «ценности», «представления». Следовательно, с раскрытия в теоретическом плане содержания данных понятий начинается первый параграф первой главы. Для этого проводится анализ существенных свойств и отношений, зафиксированных в понятиях; раскрывается связь исследуемых понятий с другими им тождественными, характеризуется мера и точность, с которой они выражают сущность педагогических процессов и явлений.
|
|
Первоначально значение каждого понятия выписывается из разных словарей (толкового словаря русского языка, словаря иностранных слов, всех философских словарей, всех психологических и педагогических словарей, энциклопедий по соответствующим наукам и энциклопедических словарей, а также других словарей, в которых могут рассматриваться базовые понятия: по этике, по эстетике, по социологии и пр.). На основании анализа всех выписанных определений исследователь выявляет наиболее важные для себя аспекты ключевого понятия своего исследования и выбирает ту трактовку, которой будет пользоваться в своем исследовании, В случае, если ни одно из выписанных определений не соответствует позиции исследователя или не отвечает его требованиям, то исследователь имеет полное право сформулировать свое собственное определение нужного ему понятия.
|
|
Далее дается анализ исследований других авторов по данной проблеме, осуществляется сравнение их позиций, выявляется общее и различное в этих позициях. Это необходимо для того, чтобы сделать вывод о том, позиция какого исследователя более близка к позиции автора курсовой/дипломной работы (студента) или на какую позицию будет ориентироваться студент.
Если ключевое понятие исследования (то есть курсовой/дипломной работы) требует рассмотрения психофизиологических и возрастных особенностей младших школьников (или учащихся другой возрастной категории), то в данном параграфе дается характеристика тех особенностей детей данного возраста, которые являются наиболее важными для ключевого понятия исследования.
Завершается первый параграф первой главы, как правило, представлением определения и характеристикой ключевого понятия исследования, принятого в данной курсовой/дипломной работе, которым автор будет руководствоваться в своих дальнейших рассуждениях.