ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам
Критерии (разделы работы) | Показатели (требования) | Уровни (соответствие требованиям) | ||
Высокий (2 балла.) | Средний (1 балл) | Низкий (0 баллов) | ||
Тема | 1. Формулировка (цель – что намеревается делать исследователь, субъектная основа – с кем, какими средствами – как, в какое время – продолжительность исследования, пространство – в каком процессе, системе или учреждении) | В формулировке темы имеются все установленные позиции | В формулировке темы отсутствует одна установленная позиция | В формулировке темы отсутствую две и более установленных позиций |
Введение (наличие всех установленных параметров и соблюдение их порядка) | 2. Актуальность определяется для конкретной проблемы без подходов издалека и доказывается с помощью аргументов, которые отражают потребность: либо общества, либо педагогической науки, либо образовательной (воспитательной) практики | Актуальность темы исследования обоснована достаточно | Актуальность темы исследования обоснована не вполне достаточно | Актуальность темы обоснована недостаточно |
Введение (наличие всех установленных параметров и соблюдение их порядка) | 3. Обзор исследований по теме производится с ссылкой на конкретные источники, он предполагает широкий охват проблемы, возможен исторический экскурс, показ различных направлений исследования (исследований в дошкольной педагогике, в среднем звене и т.д.) с тем, чтобы определить место и роль своего исследования | Обзор исследований по теме имеется и сделан в полном соответствии с требованиями | Обзор исследований по теме имеется, но сделан с незначительным отступлением от требований | Обзор исследований по теме отсутствует |
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Введение (наличие всех установленных параметров и соблюдение их порядка) | 4. Противоречие должно вскрывать положительные тенденции в развитии той или иной проблемы и формулироваться на дополнении необходимого и имеющегося | Противоречие выявлено и сформулировано в соответствии с требованиями | Противоречие выявлено, но сформулировано не в полном соответствии с требованиями | Противоречие не выявлено |
5. Проблема исследования предполагает обозначение направления данного исследования, как правило, формулируется в форме вопроса | Проблема исследования сформулирована в полном соответствии с темой исследования | Проблема исследования сформулирована не в полном соответствии с темой исследования | Формулировка проблемы исследования не соответствует требованиям (не связана с темой исследования) | |
6. Цель исследования вытекает из проблемы и соответствует ей, но уже в утвердительной форме | Цель исследования сформулирована в полном соответствии с темой исследования и вытекает из проблемы | Цель исследования сформулирована не в полном соответствии с темой исследования и недостаточно связана с проблемой | Формулировка цели исследования не соответствует требованиям (связана с темой и проблемой исследования) |
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Введение (наличие всех установленных параметров и соблюдение их порядка) | 7. Объект исследования формулируется в соответствии с темой, то есть он заложен в названии темы – это тот процесс или пространство, в котором достигается предмет исследования | Объект исследования сформулирован в полном соответствии с темой исследования | Объект исследования сформулирован не в полном соответствии с темой исследования | Формулировка объекта исследования не соответствует требованиям |
8. Предмет исследования формулируется в соответствии с темой – это то к чему стремиться исследователь, то чего он хочет достичь | Предмет исследования сформулирован в полном соответствии с темой исследования | Предмет исследования сформулирован не в полном соответствии с темой исследования | Формулировка предмета исследования не соответствует требованиям | |
9. Гипотеза исследования формулируется в положении: если…то, поэтому в ней, как правило, определяются педагогические условия (или их комплекс), создание и реализация которых в практике приведёт к необходимому результату | Гипотеза исследования сформулирована в полном соответствии с требованиями (описанные в гипотезе педагогические условия раскрывают путь разрешения проблемы исследования) | Гипотеза исследования сформулирована не в полном соответствии с требованиями (описанные в гипотезе педагогические условия недостаточно показывают путь разрешения проблемы исследования) | В формулировке гипотезы требования не соблюдены (то есть отсутствует описание педагогических условий или эти условия не связаны с темой и проблемой исследования) |
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Введение (наличие всех установленных параметров и соблюдение их порядка) | 10. Задачи исследования формулируются в глагольной форме и отражают последовательность выполнения данного исследования, их количество не должно быть более пяти. Задачи кладутся в основу содержания исследования, название параграфов вытекает из конкретной задачи и формулируется в именной форме | Количество задач исследования и их формулировка в полной мере соответствуют требованиям | Количество задач исследования соответствует требованиям в полной мере, а формулировка задач не в полной мере соответствуют требованиям | Количество задач исследования соответствует требованиям в полной мере, а формулировка задач не соответствует требованиям | |
11. Методологическая основа – это определение научной позиции исследования, логика выбора принципов и средств достижения цели исследования и основных выводов. В методологии можно выделять философские, общенаучные и конкретно научные подходы | Методологическая основа исследования представлена и сформулирована в соответствии с требованиями | Методологическая основа исследования представлена, но сформулирована с отступлением от требований | Методологическая основа исследования во введении не представлена | ||
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Введение (наличие всех установленных параметров и соблюдение их порядка) | 12.Методы исследования: эмпирические (практические): изучение и анализ литературы, наблюдение, опрос (устный и письменный), обобщение передового опыта, анализ учебной продукции (рисунки, поделки, сочинения, контрольные и самостоятельные работы и т. д.), анализ школьной документации, программ, учебников и т.д., эксперимент (констатирующий и формирующий); теоретические: анализ и синтез педагогических явлений, конкретизация, абстрагирование, моделирование и т. д. | Методы исследования описаны во введении в достаточной степени по количеству и качеству (соответствию теме исследования) | Методы исследования описаны во введении недостаточно по количеству и качеству (соответствию теме исследования) | Описание методов исследования во введении отсутствует |
13.Экспериментальная ба-за исследования (в работах экспериментального характера) | Экспериментальная база исследования во введении описана в соответствии с требованиями | Экспериментальная база исследования во введении описана с отступлением от требований | Описание экспериментальной базы исследования во введении отсутствует | |
Введение (наличие всех установленных параметров и соблюдение их порядка | 14.Теоретическая значимость исследования (в уточнении каких-либо понятий, в разработке педагогических условий, критериального аппарата, в разработке модели (если есть) и т. д. | Теоретическая значимость исследования во введении представлена и сформулирована в соответствии с темой | Теоретическая значимость исследования во введении представлена, но сформулирована некорректно | Теоретическая значимость исследования во введении не представлена |
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Введение (наличие всех установленных параметров и соблюдение их порядка | 15.Практическая значимость исследования в разработке программ, методических указаний, конспектов уроков и сценариев внеклассных мероприятий, дидактических единиц и т. д. | Практическая значимость исследования во введении представлена и сформулирована в соответствии с темой | Практическая значимость исследования во введении представлена, но сформулирована некорректно | Практическая значимость исследования во введении не представлена | ||
Формулирование названий глав и параграфов | 16. Формулировка названия главы I отражает теоретическую основу исследования | Название главы I сформулировано в полном соответствии с требованиями | Название главы I сформулировано в частичном соответствии с требованиями | В формулировке названия главы I требования не соблюдены | ||
17. Формулировка названия параграфа 1.1. отражает суть ключевого понятия исследования | Название параграфа 1.1. сформулировано в полном соответствии с требованиями | Название параграфа 1.1. сформулировано в частичном соответствии с требованиями | В формулировке названия параграфа 1.1. требования не соблюдены | |||
18. Формулировка названия параграфа 1.2. | Название параграфа 1.2. сформулировано в полном соответствии с требованиями | Название параграфа 1.2. сформулировано в частичном соответствии с требованиями | В формулировке названия параграфа 1.2. требования не соблюдены | |||
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Формулирование названий глав и параграфов | 19. Формулировка названия параграфа 1.3 (при наличии такового). | Название параграфа 1.3. сформулировано в полном соответствии с требованиями | Название параграфа 1.3. сформулировано в частичном соответствии с требованиями | В формулировке названия параграфа 1.3. требования не соблюдены |
20. Формулировка названия главы II отражает практическое решение проблемы исследования, на апробацию в педагогической практике разработанных в исследовании педагогических условий | Название главы II сформулировано в полном соответствии с требованиями | Название главы II сформулировано в частичном соответствии с требованиями | В формулировке названия главы II требования не соблюдены | |
21. Формулировка названия параграфа 2.1. отражает суть экспериментальной работы, её цели¸ методов, содержания эксперимента, а также подбора диагностик в соответствии с критериями | Название параграфа 2.1. сформулировано в полном соответствии с требованиями | Название параграфа 2.1. сформулировано в частичном соответствии с требованиями | В формулировке названия параграфа 2.1. требования не соблюдены | |
22. Формулировка названия параграфа 2.2. отражает описание реализации педагогических условий | Название параграфа 2.2. сформулировано в полном соответствии с требованиями | Название параграфа 2.2. сформулировано в частичном соответствии с требованиями | В формулировке названия параграфа 2.2. требования не соблюдены |
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Формулирование названий глав и параграфов | 23. Формулировка названия параграфа 2.3 (при наличии такового) анализу результатов экспериментальной работы | Название параграфа 2.3. сформулировано в полном соответствии с требованиями | Название параграфа 2.3. сформулировано в частичном соответствии с требованиями | В формулировке названия параграфа 2.3. требования не соблюдены | ||
Анализ литературных источников предполагает постоянное, адресное обращение к изученной литературе, цитирование в соответствии с установленными требованиями | 24. Цитирование в соответствии с установленными требованиями (с обязательным упоминанием фамилии цитируемого автора) | Во всей работе требования к цитированию соблюдены в полной мере | Требования к цитированию соблюдены в большей части работы | Требования к цитированию в большей части работы не соблюдены | ||
25. Соблюдение алфавитного порядка при упоминании фамилий нескольких авторов | Алфавитный порядок при упоминании фамилий нескольких авторов соблюден во всей работе | Алфавитный порядок при упоминании фамилий нескольких авторов соблюден в большей части работы | Алфавитный порядок при упоминании фамилий нескольких авторов в большей работе не соблюден | |||
26. Написание инициалов авторов, упоминаемых в тексте работы, перед фамилией | Требования к написанию инициалов авторов, упоминаемых в тексте работы, соблюдены в полной мере | Требования к написанию инициалов авторов, упоминаемых в тексте работы соблюдены не в полной мере | Требования к написанию инициалов авторов, упоминаемых в тексте работы практически не соблюдены | |||
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Анализ литературных источников | 27. Наличие оценки анализируемых литературных источников | Имеется собственная оценка всех анализи-руемых литературных источников | Не все анализируемые литературные источники сопровождаются собственной оценкой студента | Оценка анализируемых литературных источников отсутствует |
28. Наличие в списке литературы фамилий всех авторов, упоминаемых в тексте работы или ссылка на источник, откуда взята эта фамилия | Фамилии всех авторов, упоминаемых в тексте работы, представлены в списке литературы | Фамилии 20 % авторов, упоминаемых в тексте работы, не представлены в списке литературы | Более половины фамилий авторов, упоминаемых в тексте работы, не представлены в списке | |
Логика изложения материала в параграфах и заключении | 29. Логика изложения материала в параграфе (§) 1.1. | Материала в § 1.1. изложен достаточно логично | Материала в § 1.1. изложен недостаточно логично | Логика в изложении материала в § 1.1. отсутствует |
30. Логика изложения материала в параграфе (§) 1.2. | Материала в § 1.2. изложен достаточно логично | Материала в § 1.2. изложен недостаточно логично | Логика в изложении материала в § 1.2. отсутствует | |
31. Логика изложения материала в параграфе (§) 1.3. (если таковой имеется) | Материала в § 1..3. изложен достаточно логично | Материала в § 1.3. изложен недостаточно логично | Логика в изложении материала в § 1.3. отсутствует | |
32. Логика изложения материала в параграфе (§) 2.1. | Материала в § 2.1. изложен достаточно логично | Материала в § 2.1. изложен недостаточно логично | Логика в изложении материала в § 2.1. отсутствует |
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Логика изложения материала в параграфах и заключении | 33. Логика изложения материала в параграфе (§) 2.2. | Материала в § 2.2. изложен достаточно логично | Материала в § 2.2. изложен недостаточно логично | Логика в изложении материала в § 2.2. отсутствует |
34. Логика изложения материала в параграфе (§) 2.3. (если таковой имеется) | Материала в § 2.3. изложен достаточно логично | Материала в § 2.3. изложен недостаточно логично | Логика в изложении материала в § 2.3. отсутствует | |
35. Заключение | Все позиции заключения построены как выводы | Более половины позиций заключения имеют характер выводов | Заключение построено как отчет о проделанной работе | |
Аннотации к главам и параграфам | 36. Наличие аннотаций к главам и параграфам | Все главы и параграфы начинаются аннотацией | Не все главы и параграфы начинаются аннотацией | Аннотация к главам и параграфам отсутствует |
Качество описания экспериментальной работы | 37. Разработка и обоснованием критериев оценки результатов исследования (не менее трех критериев, соответствующих содержанию ключевого понятия исследования) | В работе представлены и обоснованы разработанные автором критерии, показатели и уровни (не менее трех критериев, соответствующих содержанию ключевого понятия исследования) | Разработанные автором критерии, показатели и уровни в работе представлены, но не обоснованы или обоснованы не все разработанные критерии (не менее трех критериев, соответствующих содержанию ключевого понятия исследования) | Критерии, показатели и уровни в работе не представлены |
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Качество описания экспериментальной работы | 38. Описание использованных в исследовании диагностических методов и методик | Описание использованных в исследовании диагностических методов и методик представлено в достаточной степени | Описание использованных в исследовании диагностических методов и методик представлено в недостаточной степени | Описание использованных в исследовании диагностических методов и методик отсутствует |
39. Описание процесса реализации использованных в исследовании диагностических методов и методик | Описание процесса реализации использованных в исследовании диагностических методов и методик представлено в достаточной степени | Описание процесса реализации использованных в исследовании диагностических методов и методик представлено в недостаточной степени | Описание процесса реализации использованных в исследовании диагностических методов и методик отсутствует | |
Качество описания экспериментальной работы | 40. Обоснование эффективности результатов исследования | Обоснование эффективности результатов исследования представлено в достаточной степени | Обоснование эффективности результатов исследования представлено в недостаточной степени | Обоснование эффективности результатов исследования отсутствует |
41. Наличие диаграмм, отражающих результаты исследования | Представленные в работе диаграммы в достаточной степени отражают результаты исследования | Представленные в работе диаграммы не в полной мере отражают результаты исследования | Диаграммы, отражающие результаты исследования, в работе отсутствуют |
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Соблюдение формальных требований | 42. Форматирование текста работы (размер полей, размер и тип шрифта, наличие абзацного отступа) | Форматирование текста работы в полной мере соответствует нормативным требованиям | Соблюдено более половины нормативных требований к форматированию текста работы | Соблюдено менее половины нормативных требований к форматированию текста работы |
43. Форматирование названий глав и параграфов | Форматирование названий глав и параграфов в полной мере соответствует нормативным требованиям | Требования к форматированию названий глав и параграфов соблюдены более чем на 50 % | Требования к форматированию названий глав и параграфов соблюдены менее чем на 50 % | |
44. Форматирование таблиц (нумерация таблиц, название таблиц и расположение названия, предварительная ссылка на таблицу, нормативное оформление ссылки на таблицу) | Требования к форматированию таблиц соблюдены в полной мере | Требования к форматированию таблиц соблюдены более, чем на 50 % | Требования к форматированию таблиц соблюдены менее чем на 50 % | |
45. Форматирование рисунков (нумерация рисунков, название рисунков и расположение названия, предварительная ссылка на рисунок, нормативное оформление ссылки на рисунок) | Требования к форматированию рисунков соблюдены в полной мере | Требования к форматированию рисунков соблюдены более чем на 50 % | Требования к форматированию рисунков соблюдены менее чем на 50 % |
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Соблюдение формальных требований | 46. Форматирование содержания (оглавления) исследования | Требования к форматированию содержания (оглавления) исследования соблюдены в полной мере | Требования к форматированию рисунков соблюдены в полной мере | Требования к форматированию рисунков не соблюдены |
47. Объем работы (50-60 страниц «чистого» текста, то есть без титульного листа, содержания, списка использованной и цитируемой литературы и приложения) | Требования к объему работы соблюдены в полной мере | Требования к объему работы соблюдены не в полной мере | Требования к объему работы не соблюдены | |
48. Расположение порядкового номера странице на листе | Требования к расположению порядкового номера странице на листе соблюдены в полной мере | Требования к расположению порядкового номера странице на листе соблюдены не в полной мере | Требования к расположению порядкового номера странице на листе не соблюдены | |
49. Техническое оформление ссылок на литературные источники в соответствии с требованиями (круглые скобки, точка после закрывающей скобки) | Требования к техническому оформлению ссылок на литературные источники соблюдены в полной мере | Требования к техническому оформлению ссылок на литературные источники соблюдены не в полной мере | Требования к техническому оформлению ссылок на литературные источники не соблюдены |
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Список использованной и цитируемой литературы | 50. Количество литературных источников в списке | Количество литературных источников в списке не менее 50 наименований | Количество литературных источников в списке от 30 до 50 наименований | Количество литературных источников в списке менее 30 наименований |
51. Библиографическое описание литературных источников в списке | Библиографическое описание всех литературных источников в списке выполнено в полном соответствии с требованиями | Библиографическое описание более 80 % литературных источников в списке выполнено в полном соответствии с требованиями | В полном соответствии с требованиями выполнено библиографическое описание менее 50 % литературных источников в списке | |
52. Процентное соотношение литературных источников по годам издания | В списке представлено достаточное количество (50 %) литературных источников за последние 10 лет | В списке представлено недостаточное количество (менее 30 %) литературных источников за последние 10 лет | В списке представлено менее 10 % литературных источников за последние 10 лет | |
53. Соответствие литературных источников теме исследования | Все представленные в списке литературные источники соответствуют теме исследования | Около 30 % представленных в списке литературных источников не соответствуют теме исследования | Более 50 % представленных в списке литературных источников не соответствуют теме исследования | |
54. Соблюдение алфавитного порядка в расположении литературных источников | Все представленные в списке литературные источники расположены по алфавиту | Имеются незначительные нарушения алфавитного порядка расположения литературных источников в списке | Имеются значительные нарушения алфавитного порядка расположения литературных источников в списке |
Продолжение таблицы «Критерии оценки качества дипломных работ по педагогическим наукам»
Приложение (если таковое имеется) | 55. Педагогическое (или методическое) обоснование материалов, помещенных в приложении | Все материалы, помещенные в приложении, сопровождаются педагогическим (методическим) обоснованием | Педагогическим (методическим) обоснованием сопровождается более половины материалов, помещенных в приложении | Материалы, помещенные в приложении, педагогическим (методическим) обоснованием не сопровождаются | ||
56. Наличие ссылок в тексте работы на материалы, помещенные в приложении | В тексте работы имеются ссылки на все помещенные в приложении материалы | В тексте работы имеются ссылки на половину помещенных в приложении материалов | Ссылки на помещенные в приложении материалы в тексте работы отсутствуют | |||