Введение. Отчет по производственной практике

Отчет по производственной практике

Специальность: Национальная экономика

Специализация: Экономика и право

Место прохождение практики:

Дополнительный офис № 1832 в ОАО «Сбербанк России» г.Москва, ул. Большая Якиманка д.18.

Зам.рук ДО №1832 ОАО «Сбербанк России» Парамонава Е.А

Руководитель от «Социально экономического института»

Зав.кафедрой: К.н.э.проф. Помогаева.И.Ю

   

Видное 2014

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 7

1. Понятие и проблемы рынка и рыночной экономики. 7

1.1. Особенности рыночной экономики. 7

1.2. Рынок и проблемы конкуренции. 12

2. Теневая экономика как объект исследования. 14

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 30

1. Элементно-структурный анализ системы теневой экономики. 30

2. Механизм функционирования теневой экономики. 36

3. Перспективы и особенности развития теневой экономики. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

ТЕРМИНАЛОГИЯ.. 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 53


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современное социально-экономическое положение Российской Федерации определяет крайнюю актуальность постоянной государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности страны. Усиление значимости целенаправленной деятельности в этой области определяется коренными экономическими преобразованиями, которые произошли за последние годы в России.

Реформы российской экономики, начатые в 1992 году, дали мощный стимул ее трансформации в рыночную. Взамен планово-распределительной системы начал работать механизм финансово-экономического регулирования товарных потоков, достигнута высокая степень либерализации внешнеэкономической деятельности, внешней торговли, ликвидирован товарный дефицит, стал образовываться новый слой общества — собственники и т.д.

Продолжающиеся реформы конца 2000-х годов также продолжили начатые преобразования, нацеленные на оптимизацию отношений с мировым сообществом. Тем не менее последствия мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. внесли определенные коррективы.

Наряду с определенными положительными итогами в проведении политических и экономических реформ в стране усиливаются негативные процессы в экономике, в социальной сфере, в отношениях центра и регионов. Продолжается падение производства, снизился уровень жизни населения, растет криминализация экономики.

Как показывает практика, такая ситуация, напрямую затрагивает безопасность общества, государства, личности и, при определенных условиях, может поставить под угрозу само существование экономической системы.

Противостоять этим процессам должна система безопасности. Ее обеспечение является важнейшей функцией любого государства, начиная с момента его возникновения. Более того, необходимость государственной защиты выступает одной из побудительных причин ее создания.

Безопасность - сложнейшее явление, смысл которого представляется вполне понятным любому, однако, на практике это понятие каждый понимает и трактует как ему удобнее и выгоднее. В словаре В. Даля безопасность определяется как отсутствие опасности, сохранность, надежность. В советскую эпоху это понятие ассоциировалось с деятельностью Комитета государственной безопасности и было сужено как в теоретическом, так и в практическом плане.

В последние годы в официальных документах и научной литературе распространилась формулировка «национальная безопасность». Эта формулировка нашла свое отражение в Законе РФ 1992 года «О безопасности». Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что состояние национальной безопасности все в большей мере ставиться в зависимость от состояния российской экономики. Это позволяет всерьез заговорить о проблеме экономической безопасности и о необходимости разработки концепции ее обеспечения. Масштабы угроз и реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны выдвигают названную проблему на авансцену общественной жизни.

Вместе с тем понятие «экономическая безопасность» является новым. Теоретические расхождения имеют место в определении сущности, структуры, функций отражаемого явления. Это не может не сказаться на определении как объема, так и содержания данной категории. Наверное, не случайно в «Государственной стратегии экономической Безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 29 апреля 1996г. № 608, определение понятия «экономическая безопасность» отсутствует. Ввиду этих и других теоретических расхождений, Россия до сих пор не имеет концепции экономической безопасности, как совокупности официально принятых взглядов на ее обеспечение. Действующая в настоящее время система экономической безопасности неэффективно решает поставленные перед ней задачи, поскольку не является целостной, приоритетно организованной, хорошо управляемой.

Без теоретического осмысления и научного изучения элементов этой системы, в том числе составляющей части экономической безопасности-региональной экономической безопасности- в сфере управления нельзя добиться необходимого взаимодействия, поскольку остаются глубинные, корневые причины и источники, порождающие весь спектр угроз экономической безопасности. В частности, анализ складывающейся ситуации свидетельствует о ярко выраженной угрозе со стороны теневой экономики. По оценке Госкомстата России, на теневой сектор приходится от 20 — 40% валового внутреннего продукта (14, с.29). Налицо сползание некоторых отраслей экономики на теневые принципы функционирования, распространение влияния организованной преступности на ключевые направления экономической деятельности, расширение масштабов и изменение качества самой экономической преступности.

Встраиваясь в экономические отношения, преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, в том числе и валютные средства, подстегивает инфляцию, лишает государственный бюджет значительной части доходов, препятствует осуществлению программ социальной помощи, обостряет все существующие экономические проблемы и, тем самым, является мощным фактором угрозы экономической безопасности. Существующие в настоящее время приемы воздействия и контроля малоэффективны, используются отчасти и не в состоянии изменить сложившиеся реалии.

Без теоретического осмысления проблемы теневой экономики невозможна реализация актуальных экономических программ, взаимодействие и контроль отдельных звеньев хозяйственной системы. Остаются не познанными ключевые причины и источники, воспроизводящие это явление в реальной хозяйственной системе. В последние годы в официальных документах, научной литературе, в средствах массовой информации активно обсуждаются проблемы угроз экономической безопасности, в том числе и угроз (опасностей) со стороны теневой экономики. Однако, в научном плане проблема теневой экономики и защиты от нее в рамках обеспечения экономической безопасности, остается практически неизученной, причем наименее изученным является ее региональный аспект.

Цель и задачи работы. Цель данной курсовой работы - анализ влияния теневой экономики на экономическую безопасность страны.

Для достижения цели поставлены и реализованы следующие задачи:

• обобщены и проанализированы существующие в научной литературе точки зрения на экономическую безопасность и теневую экономику;

• раскрыто содержание и структура угроз экономической безопасности;

• выявлена структура и функции теневой экономики, определено её место в сложившейся экономической системе, а также рассмотрены наиболее значимые угрозы теневой экономики в различных экономических сферах в период активных экономических преобразований;

Объектом исследования выступает Российская Федерация.

Предметом исследования является теневая экономика и связанная с нею безопасность России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: