Роль и этапы внедрения системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9000

Обоснование необходимости систем менеджмента качества затрагивается МС ISO 9000:2005 и ГОСТ ISO 9000-2011. Согласно п. 2.1, системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.

В мире наблюдается стремительный рост числа организаций, сертифицировавших систему менеджмента качества на соответствие стандартам ИСО 9000. Сертификация систем менеджмента качества на соответствие стандартам ИСО 9000 была широко развита в зарубежных странах, тогда как Россия отставала в этом плане из-за слабой ориентации отечественных производителей на экспорт своих товаров. В последние же годы все больше отечественных организаций внедряют системы качества с целью ее сертификации.

В России сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000 может осуществляться в рамках выполнения требования системы сертификации продукции или в рамках добровольной сертификации.

В таблице 6.1 отразим мотивацию к внедрению системы менеджмента качества на соответствие стандарту ISO 9001:2008 в России и западных странах.

Таблица 6.1 - Мотивация организаций к внедрению СМК,
соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2008
в России и западных странах

Мотивы Россия, % Западные страны, %
Зарубежный рынок    
Государственный заказ    
Требования заказчика    
Расширение бизнеса    
Улучшение качества    

Данные таблицы 6.1 свидетельствуют о том, что мотивы к внедрению требований стандарта ISO 9001:2008 в организациях России и западных стран существенно отличаются. 76% российских организаций внедряют СМК в связи с ориентацией на экспорт своих товаров, 51 % - из-за стремления получить государственный заказ. Основными мотивами западных товаропроизводителей являются улучшение качества своих товаров (73%), расширение бизнеса (59%) и требования заказчиков (38%).

Для внедрения СМК и ее сертификации поISO9001:2008 организациям необходимо:

ØСформулировать политику и цели в области качества (охраны окружающей среды).

ØОпределить специалистов, основной служебной обязанностью которых станет организация разработки и внедрения СМК.

ØОбучить персонал (высшее руководство, руководителей структурных подразделений, менеджеров по качеству, внутренних аудиторов).

ØОпределить и описать бизнес-процессы организации.

ØПроанализировать организационную структуру, ответственность и полномочия руководителей структурных подразделений организации при реализации бизнес-процессов.

ØРазработать или уточнить документы, на основе которых станет функционировать система менеджмента качества.

ØВнедрить документы в деятельность организации при активном участии руководителей структурных подразделений организации.

ØПровести внутренние аудиты СМК.

ØПроанализировать результаты внутренних аудитов и внести необходимые изменения в СМК.

ØВыбрать орган по сертификации и подать заявку на проведение сертификационного аудита.

Внедрение международных стандартовISO достаточно часто сталкивается с определенными психологическими барьерами:

1. Трудности принятия решения о внедрении МС ISO.

2. Необходимость принципиального изменения отношения к СМК.

3. Повышение ответственности организации за выбор методологии решения проблем качества.

4. Изменение отношения к менеджменту.

5. Участие в работах по качеству всего персонала организации.

6. Ключевая роль руководства организации в обеспечении качества.

7. Необходимость документирования СМК.

8. Постепенное введение серьезных изменений, вызванных внедрением МС ISO.

Успехлюбой организации будет зависеть и от того, насколько топ-менеджеры и сотрудники, вовлеченные в разработку и внедрение системы менеджмента качества справятся с психологическим барьером.

Внедрение и сертификация системы менеджмента качества дает организации:

ü улучшение процесса планирования и распределения ресурсов организации;

ü четкое структурирование организации с определением ответственности и полномочий должностных лиц по всем бизнес-процессам;

ü оптимизацию бизнес-процессов, вспомогательных и управленческих процессов;

ü улучшение экономических показателей, в т.ч. сокращение затрат, особенно незапланированных;

ü повышение эффективности внутреннего менеджмента;

ü улучшение имиджа и повышение престижа в глазах потребителей и общества, доверия инвесторов;

ü преимущества при участии в тендерах (конкурсах) и конкурсных торгах на поставку товаров и услуг;

ü увеличение возможностей привлечения инвестиций, облегчение получения банковских кредитов;

ü облегчение доступа на международные рынки;

ü повышение конкурентоспособности продукции, возможности продемонстрировать всем заинтересованным сторонам свою способность производить продукцию, качество которой отвечает запросам потребителей и обязательным (нормативным) требованиям международных стандартов;

ü повышение возможности минимизировать риск отказа потребителей от продукции или ее возврата.

Таким образом, из-за очевидных выгод все больше товаропроизводителей будут стремиться к внедрению систем менеджмента качества, а затем и к их сертификации.

5.4 Сертификация систем качества.
Порядок сертификации СМК

Принимая решение о сертификации системы менеджмента качества, необходимо определиться, зачем она нужна и какой орган по сертификации выбрать.

В таблице 6.2 отразим мотивы, побуждающие производителей сертифицировать системы менеджмента качества.

Таблица 6.2 – Побудительные мотивы сертификации
систем менеджмента качества

Побудительные мотивы Структура, %
Требования потребителей  
Условие для участия в тендерах и т.п.  
Выход на зарубежный рынок или увеличение экспортных поставок  
Престиж  
Улучшение системы менеджмента организации, оптимизация процессов, повышение ответственности персонала  
Требование системы сертификации продукции  
Упрощение схемы сертификации продукции  
Право на получение лицензии  
Повышение оптовых и розничных цен  
Условие получения госзаказа, льготного кредитования  

Судя по данным таблицы 6.2, требования потребителей, условие для участия в тендерах и т.п., выход на зарубежный рынок или увеличение экспортных поставок являются доминирующими побуждающими мотивами сертификации систем менеджмента качества для товаропроизводителей.

Сертифицированная система качества характеризует способность организации стабильно выпускать продукцию надлежащего качества и реализовывать её по достойным ценам.

В результате сертификации систем менеджмента качества определяют:

- степень соответствия системы менеджмента качества проверяемой организации критериям аудита по ISO 9001:2008 (ГОСТ ISO 9001:2011);

- результативность системы менеджмента качества.

Процедура сертификации системы менеджмента качества предусматривает:

1. Организацию работ по подготовке к сертификации СМК.

2. Подачу организацией заявки в орган по сертификации и получение от него анкеты-вопросника.

3. Предоставление организацией в орган по сертификации анкеты-вопросника с ответами, Политики в области качества, Руководства по качеству.

4. Предварительная (заочная) оценка готовности организации-заявителя к сертификации системы менеджмента качества, анализ документов СМК.

5. Информационное совещание, проводимое органом по сертификации.

6. Разработка программы работ по сертификации, подготовка к аудиту (проверке) «на месте».

7. Проведение аудита (проверки) «на месте», подготовка акта по результатам аудита. В результате проверки на этой стадии могут быть сделаны следующие выводы: система полностью соответствует установленным требованиям; система в целом соответствует требованиям, но обнаружены отклонения от стандарта; система не соответствует установленным требованиям.

8. Завершение сертификации, выдача (или отказ о выдаче) и регистрация сертификата соответствия.

9. Инспекционный контроль за сертифицированной СМК в течение срока действия сертификата соответствия для его подтверждения,который проводится в 2-х формах: плановый контроль; внеплановый контроль, основанием для его проведения является поступление в орган по сертификации сведений о претензиях к качеству продукции организации.

Товаропроизводители должны серьезно подходить к выбору органа по сертификации систем менеджмента качества. Если сертификация целесообразна для работы с госучреждениями, следует выбирать орган, аккредитованный на право проведения работ по системе сертификации ГОСТ Р. С целью привлечения иностранных инвестиций лучше выбрать авторитетный независимый международный сертификационный орган с солидной репутацией на зарубежных рынках. При внедрении СМК для повышения качества продукции, не преследующем «политических» целей, вполне приемлем орган по сертификации с солидной репутацией на международном рынке и работающий с компаниями соответствующей отрасли.

Считается, что выбор органа по сертификации должен основываться, прежде всего, на таких критериях, как его авторитетность, количество представительств, в том числе и в различных странах мира, количество выданных сертификатов соответствия. Выбор органа по сертификации должен учитывать следующие критерии:

§ имя и репутация органа по сертификации;

§ признание сертификатов соответствия за рубежом;

§ репутация органа по аккредитации;

§ специальные требования к аккредитации;

§ наличие квалифицированных аудиторов;

§ дополнительные услуги;

§ стоимость сертификации системы менеджмента качества;

§ рекомендации партнеров и консультантов.

Учет паблисити (публичности) также играет существенную роль при выборе органа по сертификации:

· известность среди клиентов и специалистов СМК;

· наличие у него известных клиентов;

· участие органа по сертификации или его сотрудников в известных российских и международных конференциях, комитетах;

· регулярное упоминание названия органа по сертификации в специализированных СМИ и Интернете;

· наличие хорошей длительной истории, известных учредителей;

· защита органом по сертификации интересов клиента, национальных интересов.

Многие российские организации (более 30%) предпочитают выбирать в качестве сертифицирующего органа иностранные компании в силу ряда обстоятельств. Сказывается иностранное давление учредителей, крупных клиентов, финансовых кругов, международных и национальных правительственных организаций. Традиции, привычки, недостаток информации, барьеры на рынке, раскрученный бренд, прямое лоббирование в стратегических отраслях и сферах национальной безопасности также влияют на выбор иностранного органа по сертификации.

В настоящее время лидером на мировом рынке сертификации систем менеджмента качества является IQNet. В 1990 г. IQNet была зарегистрирована как Европейская сеть по оценке и сертификации систем качества. В 1994 г. IQNet стала Международной сертификационной сетью. В 1998 г. зарегистрирована Ассоциация IQNet, которая расположена в Швейцарии и является крупнейшей сертификационной сетью в мире, включающей 37 организаций-партнеров из 36 стран и более чем 200 дочерних компаний из разных стран мира, более 150 офисов по всему миру, более 310 000 сертифицированных партнерами IQNet организаций в 150 странах мира. Членами (партнерами) IQNet являются только признанные и ведущие национальные органы по сертификации систем менеджмента высокого класса. Общая доля мирового рынка по сертификации систем менеджмента (сертификаты ISO 9001 и 14001) IQNet составляет около 30%, тогда как более 600 других органов по сертификации охватывают 70%. В отдельных странах до 90% доли рынка по сертификации ряда систем менеджмента принадлежит IQNet.

IQNet одновременно может назначить более 10000 аудиторов и свыше 5000 экспертов по всем видам экономической деятельности во всех основных секторах экономики, которые могут проводить сертификационный аудит на более чем 30 языках мира. Ведется систематическая подготовка и повышение квалификации аудиторов и экспертов на необходимом уровне: как национальном, так и международном.

Цели IQNet:

· оказание высокопрофессиональных отвечающих всем требованиям потребителей услуг, добавляющих ценность;

· признание и продвижение сертификатов соответствия, выданных членами IQNet;

· оказание услуг по оценке и сертификации по всему миру, постоянно осваивая новые рынки.

Сотрудничество с IQNet выгодно для клиентов с позиции международного признания выданных партнерами IQNet сертификатов соответствия, компетентной оценки и предоставления инновационных сертификационных услуг в соответствии с потребностями клиента, повышающих стоимость компании.

В России рынок сертификации СМК на сегодняшний день складывается приблизительно следующим образом (таблица 6.3).

Таблица 6.3 - Рынок сертификации систем менеджмента качества в России

Органы по сертификации Структура рынка, %
Ассоциация по сертификации «Русский регистр» 16,1
BVQI 7,3
Интерсертифика +TUV Тюринген 7,3
ООО «Тест-С.-Петербург» 4,8
DNV Россия 4,7
ВНИИС 3,5
Центросерт 3,1
TUV-NORD Россия 3,0
SQS Восток 2,3
TUV Management Service 1,9
DQS Россия 1,3
MOODY Int. 0,9
Другие 44,1

Данные таблицы 6.3 свидетельствуют о том, что в России более востребованным органом по сертификации является Ассоциация по сертификации «Русский регистр», охватывающая 16,1 % рынка.

Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» (далее - Русский регистр) заслуженно является признанным лидером России и стран СНГ на рынке услуг по сертификации систем менеджмента, доверие которому оказало свыше 1450 организаций России, Казахстана, Украины, а также других стран ближнего и дальнего зарубежья (Германия, США, страны Балтии, Польша, Голландия, Австрия). К середине 2008 года в Реестре организаций, сертифицированных данной Ассоциацией, насчитывалось более 1800 действующих сертификатов соответствия требованиям национальных и международных стандартов.

Лидирующее положение на рынке среди российских органов по сертификации по количеству сертифицированных организаций занимает Русский Регистр благодаря:

§ официальной международно-признанной аккредитации RvA, члена Международного Аккредитационного Форума (IAF);

§ официальной аккредитации Русского Регистра в четырех российских системах сертификации, позволяющей организациям существенно снизить свои затраты по сертификации систем менеджмента и одновременно получить не только сертификаты соответствия Системы сертификации Русского регистра (имеющие международное признание), но и сертификаты соответствия Системы ГОСТ Р, Системы «Оборонсертифика» и Системы «Военный Регистр»;

§ членству в Международной Сети Сертификации IQNet;

§ членству в Европейском фонде управления качеством (EFQM), объединяющем около 700 организаций, приверженных принципам качества и постоянного улучшения;

§ совместной работе с членами IQNet в рамках договоров о сотрудничестве;

§ широкой сети представительств.

Независимость и объективность Русского Регистра, а также компетентность персонала подтверждена многочисленными национальными и зарубежными аккредитациями и положительным опытом 15-и летней деятельности.

Миссия Ассоциации по сертификации «Русский Регистр»: «Русский Регистр обеспечивает своим партнерам широкий спектр сертификационных услуг, выгодные контрактные условия и международно-признанный сервис. Работа и квалификация специалистов Русского Регистра должна позволить не только оценить сильные и слабые стороны бизнеса клиентов в целом, но и способствовать их успеху на рынках России и других стран».

Еще одной крупной сертификационной организацией в России, признанной официальным партнером международной сертификационной сети IQNet, является ООО «Тест-С.-Петербург». Орган по сертификации ООО «Тест-С.-Петербург» с 21 марта 2008 г. получил право активного участия с правом голоса в Генеральной Ассамблее IQNet и ее постоянных комитетах благодаря официальному признанию в качестве полноправного члена Ассоциации IQNet. ООО «Тест-С.-Петербург» 18.10.2007 г. официально аккредитовано Ассоциацией Синсерт, являющейся членом Международного Аккредитационного Форума (IAF). Получение международно-признанной аккредитации способствует признанию выданных ООО «Тест-С.-Петербург» сертификатов соответствия на международном уровне.

Руководство ООО «Тест-С.-Петербург» ставит перед собой в области качества достижение следующих целей:

ü расширение деятельности в регионах России и странах ближнего зарубежья для достижения ведущих позиций в стране;

ü обеспечение конкурентоспособности среди организаций, оказывающих аналогичные услуги, путем достижения национального и международного признания и поддержания деятельности на высоком организационно-техническом уровне;

ü создание репутации компетентной, инновационной и независимой сертифицирующей организации среди всех заинтересованных сторон (организаций промышленности и сферы услуг, органов власти, аккредитующих органов и т.д.);

ü обеспечение доступности услуг для всех потребителей и постоянное повышение их удовлетворенности;

ü постоянное увеличение объема предоставляемых потребителям услуг, отвечающих по качеству запросам и ожиданиям заинтересованных сторон, а также национальным и международным требованиям систем сертификации, правилам IQNet и IAF;

ü расширение сферы деятельности Международной сети по сертификации IQNet.

Организации-заказчики, сертифицируя системы менеджмента в авторитетных органах по сертификации, имеют возможность оптимизировать затраты, повысить эффективность бизнеса, развивать международные торговые связи, получать доступ к знаниям, опыту, ресурсам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: