Мифы о дисциплине

Существует множество мифов и ложных представлений о дисциплине, и они очень явно представлены в языке, ис­пользуемом для описания систем представлений о школе, детях и дисциплине:

«Пожалеешь розгу — испортишь ребенка».

«Это ранит меня больше, чем тебя».

«Без тягот нет успехов».

«Хорошая школа — тихая школа».

«Она — очень дисциплинированная девочка».

«Они вышли из-под контроля».

На ум приходят также слова, которые обычно использу­ются для описания дисциплины: угодливость, контроль, на­казание, уважение, авторитет, строгость.

Однако для описания человекоцентрированной дисцип­лины нужен совершенно другой язык:

«Здесь о нас действительно заботятся».

«Я люблю эту школу».

«Здесь нам совсем не нужно драться».

«Давай попробуем сделать это вместе».

«Я сделал это сам — вот здорово!»

«Мне нужно время, чтобы сосредоточиться».

А вот слова, которые приходят на ум для описания че­ловекоцентрированной дисциплины: участие, помощь, уступ­чивость, сотрудничество, концентрация, забота, уважение, освобождение. При этом язык фиксирует, означает установ­ки, ценности и саму философию освобождения.

Мы возвращаемся к самой сути предмета рассмотрения: наша философия, система наших представлений о природе преподавания, учения и учащихся определяет тип обучения и дисциплины в школах и классах. Мы склонны учить так, как учили нас самих. Мы склонны требовать такой же дис­циплины, через которую прошли сами. Эти два аспекта на­шего опыта влияют на направленность нашей деятельности по обеспечению и поддержке учебной атмосферы в классах и школах. Новый и для учащихся, и для учителей опыт жиз­ни в человекоцентрированной среде изменит к взаимоотно­шение между дисциплиной и учением.




Часть III. Для учителя


Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: