Создание эффективной организации

В условиях, когда во внешней среде осуществляются серьезные изменения, обусловливающие необходимость коренного пересмотра стратегии фирмы, нередко требуется адекватное изменение и организационной культуры. Приведение корпоративной культуры в соответствие со стратегией фирмы может оказаться чрезвычайно сложной, а иногда и невыполнимой задачей. Для адаптации культуры менеджеры прежде всего выясняют, какие аспекты культуры соответствуют стратегии, а какие — нуждаются в корректировке. Затем следует открыто обсудить с коллективом те аспекты культуры, которые необходимо изменить.

Хорошо организованные процессы изменений предполагают информирование и вовлечение многих людей, создают условия для сотрудничества и обмена информацией — существенных элементов корпоративной синергии. Задача топ-менеджмента состоит в создании адаптивной, инновационной культуры, дающей возможность реагировать на изменения, а не предполагающей уменьшение их воздействия.

Перед организациями стоят две проблемы: 1) внешняя адаптация: как наилучшим образом установить связь с внешней средой; 2) внутренняя интеграция: как достичь успехов в координации внутри компании. Решение этих проблем сводится к формированию организационной культуры, которая обладает большой силой, может воодушевить людей и помочь им наладить хорошую координацию работы, а слабой стороной ее является относительное постоянство. Появившаяся в последнее время концепция самообучающейся организации поможет решить и эту проблему в том случае, если организация способна не только к самообучению (self learning), но и знает, как и что надо изучать. У такой организации поддерживается непрерывный процесс самообучения, что позволяет им лучше адаптироваться к изменившимся стратегиям.

Стратегия и тактические приемы определяются благодаря интегрированному опыту деятельности рабочих команд, которые адаптируются к внешней среде и изменяются независимо друг от друга и в то же время обладают общим видением складывающейся ситуации, и поэтому за счет самоорганизации создается коллективный разум, обеспечивающий необходимую степень гибкости при реагировании на изменения окружения. Стратегия как бы формируется сама собой в результате постоянного экспериментального настроя мыслительного процесса и творческого напряжения сотрудников обучающейся организации, что в свою очередь способствует их личному совершенствованию. Необходимая информация собирается всеми сотрудниками, соприкасающимися с внешней средой и способными, благодаря их креативности, чутко улавливать изменения на рынке и вносить соответствующие изменения в стратегию.

Стратегические планы предприятия большей частью формируются и разрабатываются высшими руководителями, но их реализация предусматривает участие всех уровней персонала. Самый совершенный стратегический план может стать бесполезным, если он не связан с персоналом организации, не вовлеченным в осуществление стратегии. Стратегическое управление предприятием на основе использования способности самоорганизации опирается на обучение персонала, согласование интересов различных групп и делегирование полномочий, а также раскрывает весь имеющийся потенциал предприятия, включая наиболее полную реализацию творческих способностей сотрудников и создание сильной организационной культуры.

В будущем станут преуспевать организации, которые на всех уровнях управления научатся использовать преданность людей своему делу и их способность быстро и с желанием осваивать новые знания. Единственным надежным источником конкурентного преимущества организаций станет способность учиться быстрее своих конкурентов [32].

Контрольные вопросы

1. Какие существуют типовые управленческие задачи реализации стратегии?

2. Что необходимо для создания эффективной организации?

3. Назовите типы организационной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: