Общение в условиях конфликта

Рассмотрим сначала, какие особенности манеры общения с окружающими провоцируют возникновение напряженности в контактах. Среди факторов, вызывающих возникновение конфликта, можно выделить следующие.

1. Перебивание партнера.

2. Принижение партнера (чрезмерная категоричность, обвинения, снисходительный тон, оценка, нарушение этических правил, крик, отсутствие визуального контакта).

3. Высказывание негативных оценок по поводу слов собеседника.

4. Подчеркивание разницы между собой и партнером.

5. Преуменьшение вклада партнера в общее дело и возвышение своего вклада.

6. Мелочные придирки.

7. Создание и использование дефицита времени.

8. Резкое увеличение темпа беседы.

9. Полное непонимание и нежелание понять партнера.

10. Отсутствие или потеря эмоционального контакта с партнером.

11. Отсутствие пространственной близости и контакта глаз.

При наличии таких факторов процесс общения проходит в напряженной конфликтной ситуации. Для смягчения отношений в этом случае, в первую очередь, необходимо снять эмоциональное напряжение.

Алгоритм общения в эмоционально напряженной ситуации должен строиться с учётом следующих правил.

1. Не замыкаться на себе, на своих мыслях, состояниях; думать о партнере.

2. Смотреть на действия, изменения настроения партнера, постараться встать на его позицию, попытаться его понять.

3. Дать партнеру высказаться и выпустить пар.

4. Сказать о том впечатлении, которое произвели на Вас слова партнера.

5. Сказать о состоянии партнера (потом, если необходимо, о своем, лучше о своем состоянии в связи с действиями партнера).

6. Подчеркнуть значимость партнера в ваших глазах.

7. Подчеркнуть сходство и общность с партнером по общению.

8. В случае своей неправоты, признать её и предложить выход из ситуации.

9. Сохранять самообладание.

10. В конфликтных ситуациях вести себя особенно корректно (высказывать свою точку зрения и повторять слова партнера без иронии).

Часто причиной конфликтной ситуации в процессе общения может стать критика. Алгоритм реакции на справедливую критику может быть следующим.

1. Признать, соглашаться.

2. В соответствии с конкретным результатом извиниться.

3. Предложить выход из ситуации - выход в конструктивное действие.

4. Не поддаваться чувству обиды, возмущения, сохраняя спокойствие, помнить о праве на ошибку.

5. Спокойно отнестись к возмущению собеседника, признать право на возмущение, принять его, не реагировать на его выпады.

Реакция на несправедливую критику (варианты):

1. Промолчать, не включаться, игнорировать.

2. Использовать психотехнику «Открытая дверь»:

2.1. Выделять позитивную, реальную часть.

2.2. Игнорировать нападки.

2.3. Желательно соглашаться с частью того, что говориться

2.4. Сохранять спокойствие, переждать «бурю».

3. Выявить негатив:

3.1. Реагировать только на то, что имеет какое-нибудь отношение к ситуации.

3.2. Спокойно, но внимательно относиться к. эмоциональному состоянию и т.п.

3.3. Аккуратно, осторожно поделиться своим эмоциональным состоянием (когда происходит X в ситуации V, я чувствую и переживаю. Описать то, на что я реагирую, в какой ситуации, что я чувствую и переживаю, если просьба или требование, то добавляется и поэтому я хотел бы).

3.4. Уточнить смысл критики. Сбросить негативные эмоции, снять эмоциональное напряжение. Сохранять свое спокойствие, не допускать фраз, которые могут усилить эмоциональное напряжение, обидеть партнера по общению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: